Московским предпринимателям и жителям столицы простят штрафы, выписанные за нарушение антиковидных ограничений. Петербургский бизнес заплатил за 2,5 года пандемии десятки миллионов рублей, но их прощать пока никто не планирует.
Мэр Москвы Сергей Собянин объявил в среду, 25 мая, ковидную амнистию. "Органы исполнительной власти Москвы прекратят работу по взысканию назначенных, но не оплаченных штрафов за нарушение ковидных ограничений. Правительство Москвы выплатит субсидии бизнесу и гражданам для компенсации ранее уплаченных штрафов", — написал глава города на своём сайте.
По словам Сергея Собянина, эта мера обойдётся в 13,6 млрд рублей. "Мы видим падение реальных доходов граждан", — пояснил мэр своё решение.
В тот же день было опубликовано постановление правительства Москвы о "ковидной амнистии". Из него выяснилось, что простят только штрафы по статьям 20.6.1 КоАП РФ (Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения) и 3.18.1 КоАП Москвы (Нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности), выписанные столичными чиновниками. На тех, кого оштрафовали сотрудники полиции или Роспотребнадзора, амнистия не распространится.
Правонарушения и наказания
Статья 20.6.1 стала самой популярной мерой воздействия на нарушителей в разгар пандемии. В апреле 2020 года её доработали,и на данный момент она подразумевает штраф от 1 тыс. до 30 тыс. рублей для граждан и от 100 тыс. до 300 тыс. для юрлиц. Если правонарушение повлекло серьёзные последствия, то санкция может вырасти до 1 млн рублей или до приостановки деятельности предприятия.
В ноябре 2020 года МВД сообщало, что по фактам нарушения антиковидных ограничений по всей России составлено 1,1 млн протоколов. Из них 977 тыс. — по ст. 20.6.1.
Кроме того, применялась ст. 6.3 КоАП РФ (Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения). Штрафы по ней меньше, зато закрыть предприятие на 90 суток можно и без наступления тяжких последствий.
Наконец, в Петербурге в местный закон об административных правонарушениях была введена статья "Нарушение требований нормативных правовых актов правительства Санкт-Петербурга, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности" (ст. 8-6-1). Она предусматривает штраф в размере 4 тыс. рублей для граждан и от 200 до 300 тыс. — для юрлиц.
Протоколы по городскому закону выписывал комитет по контролю за имуществом Петербурга (ККИ). Всего с начала пандемии он составил 1904 протокола на общую сумму более 78 млн рублей, сообщили "Деловому Петербургу" в комитете.
"За 2020 год в районные суды по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ поступило 8086 дел об административных правонарушениях. Рассмотрено — 7268. Наказание назначено по 4370 делам. По ч.2 ст.6.3 КоАП РФ поступило 1863 дела. Рассмотрено — 1676. Наказание назначено по 591″, — рассказали "ДП" в "ССП-Консалт".
"В нашей практике административная ответственность чаще выражалась в предупреждениях", — говорит управляющий партнёр Legal To Business Светлана Гузь.
Сползла маска — плати
Основной вал проверок в разгар пандемии в Петербурге принял на себя общепит. "Два главных требования, которые проверялись наиболее активно, — это соблюдение часов работы и соблюдение масочного режима, — рассказывает представитель "Союза улицы Рубинштейна" Максим Жуков. — Они наиболее заметны — пришёл и сразу увидел". Штрафовали, по его словам, даже за приспущенную с носа маску.
Основной вал проверок обрушился на те заведения, которые демонстративно отказывались соблюдать требования. Однако предприниматель Александр Коновалов, который выступал организатором "ковид-сопротивления", открыто заявлял, что связанные с ним организации штрафы не платят. Сейчас он находится под стражей по обвинению в посредничестве во взятке.
Несмотря на снижение заболеваемости, масочный режим сохраняется в Петербурге до сих пор (в Москве его отменили 14 марта). И рейды ККИ продолжались до последнего времени, сообщает Максим Жуков. "Складывается такое ощущение, что это уже не инструмент дисциплины, а инструмент пополнения казны", — считает он.
В других сферах деятельности штрафовали меньше. В фитнес-центрах проверки шли в основном в первый год пандемии, вспоминает представитель Ассоциации операторов фитнес-индустрии в Петербурге и Ленобласти Наталья Борулько. "Не скажу, чтобы они были многочисленные, — говорит она. — Суммы штрафов были невысокие, и те, кто был оштрафован, всё выплатили давно. Это были такие нарушения, как несоблюдение дистанции, ошибки ведения журнала, отсутствие масок".
"В нашей отрасли проверяли много — бывало до пяти проверок в неделю на одно предприятие. Но я знаю только три организации, которые оштрафовали", — рассказывает общественный омбудсмен Ассоциации индустрии красоты Лялья Садыкова.
Петербург — не Москва
В аппарате вице-губернатора Валерия Пикалёва отказались комментировать возможность объявления ковидной амнистии в Петербурге. "Пока такие предложения не поступали", — сказал "ДП" глава комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилл Соловейчик. Впрочем, другие чиновники заявляют о готовности частично пойти на уступки бизнесу.
Члены общественных советов по вопросам предпринимательства говорят, что такая идея ни разу не поднималась ни на городском, ни на федеральном уровне и решение Сергея Собянина стало для всех неожиданностью.
Представители бизнеса также отмечают, что возврат уплаченных штрафов может быть негативно воспринят теми предпринимателями, которые соблюдали введённые ограничения.
Один из немногих примеров административной ответственности в Петербурге, который вспомнили опрошенные "ДП" юристы, — это так называемая "балконная амнистия", которая позволила горожанам избежать наказания за несогласованное остекление балконов и лоджий.
"Любая амнистия в части привлечения к административной ответственности за допущенные нарушения ковидных ограничений — это своего рода исключение из правил. За принятием такого решения обычно скрывается баланс аргументов, что больше соответствует интересам общества: например, привлечение к административной ответственности при наличии оснований для своего рода подтверждения значимости соответствующих нормативных правил, или, напротив, объявление амнистии для обеспечения благоприятного экономического или социально-позитивного эффекта. Универсально правильных решений нет", — считает руководитель аналитического направления консультационной группы "Прайм Эдвайс" Татьяна Терещенко.