На поезда по направлению Санкт–Петербург — Севастополь распродано большинство билетов вплоть до середины августа. Аналогичная ситуация и с составами до Феодосии. Есть альтернативный вариант — добраться до Крыма с пересадкой на другой поезд в Краснодаре, но ждать стыковку придётся от 7 часов до суток.
"Если плацкартные билеты ещё можно как–то поймать, то купейных нет совсем — места проданы на 1,5 месяца вперёд", — подтверждает исполнительный директор Альянса туристических агентств (АТА) Наталия Осипова.
В связи со специальной военной операцией на Украине 11 аэропортов на юге России, в том числе в Краснодаре и Симферополе, закрыты. Введённый 24 февраля режим временного ограничения полётов на юге страны продлевается еженедельно, и нет оснований полагать, что его снимут раньше окончания активной фазы боевых действий.
Таким образом, основной связью Крыма с материковой частью России остаётся железная дорога. Обслуживает направление один из немногих российских частных ж.–д. операторов пассажирских перевозок — АО "Гранд Сервис Экспресс", в связи с этим находящийся в SDN–списке США. ОАО "РЖД", пока попавшее только под секторальные ограничения США и ЕС, в Крым составы не пускает.
При этом, как считает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов, у перевозчика есть возможности для расширения присутствия, а введённые в отношении организации санкции вряд ли повлияют на перевозку пассажиров и грузов. "Они затрагивают её возможности в других государствах, а не работу внутри РФ. Здесь, при необходимости, компании может быть оказана различная поддержка, что позволит ей продолжать свою деятельность", — говорит эксперт. Вопрос производства деталей и поставки некоторых узлов, считает Дмитрий Баранов, вполне решается созданием собственного производства или налаживанием поставок из более расположенных к торговле с Россией стран.
В связи со сложившейся ситуацией АТА направил в правительство РФ письмо, в котором просит дополнить ж.–д. сообщение с полуостровом силами РЖД. "Крым — это прежде всего семейный отдых, поэтому нужда именно в купейных составах, потому что люди всё–таки привыкли к комфортной перевозке", — говорит Наталия Осипова.
Она добавляет, что ожидания падения спроса на крымское направления из–за близости к СВО не оправдались. Рейсовые автобусы не могут составить конкуренцию поездам из–за гораздо меньшего уровня комфорта, а путешествия на собственных автомобилях позволить себе могут не все.
Среди альтернативных направлений для семейного пляжного отдыха Наталия Осипова называет Калининградскую область и Краснодарский край, но отмечает, что эти места дороже Крыма, поэтому также подходят далеко не каждому. Сервис поездок и путешествий Туту.ру помимо обычных курортных направлений фиксирует повышение интереса к билетам на летние поезда из Петербурга до Армавира, Горячего Ключа, Самары, Воронежа и ещё нескольких городов.
Проблеме уделил внимание даже президент РФ Владимир Путин на совещании по вопросам развития отдельных направлений транспортного комплекса, которое состоялось 24 мая.
"Я знаю, что РЖД уже запустили дополнительные рейсы из центральной части страны на Чёрное море. И очень важно, чтобы в летний период пассажирское сообщение в этом направлении работало чётко, стабильно, без сбоев и в нужном объёме. Судя по тому, что я вижу сейчас, уже не хватает там мощностей", — сказал Владимир Путин и попросил обсудить тему руководителя РЖД Олега Белозёрова и министра транспорта Виталия Савельева.
"Гранд Сервис Экспресс" ранее сообщал, что предстоящим летом собирается обслужить 2,3 млн пассажиров, — это только на 100 тыс. меньше, чем за весь 2021 год. Больше, по заявлениям компании, не позволяет существующая ж.–д. инфраструктура. Аэропорт Симферополя за прошлый год принял более 6,8 млн человек. Даже с учётом работы ГСЭ на пределе есть сомнения в том, что все желающие смогут попасть на полуостров.