Предлагаемый Смольным законопроект о регулировании выступлений уличных музыкантов не нравится ни самим артистам, ни депутатам ЗакСа.
Комитет по культуре направил на антикоррупционную экспертизу проект постановления об одобрении законопроекта "Об организации и проведении уличных выступлений" и внесении соответствующих изменений в КоАП города.
Предполагается, что теперь свою деятельность музыкантам необходимо будет согласовывать с органами власти. Места для выступлений разделят на две группы: на одних точках разрешат использовать звукоусиливающую аппаратуру мощнее 1 кВт и ударные инструменты, на других — запретят.
К организаторам выступлений предъявляется несколько требований. Во–первых, они должны поддерживать общественный порядок и безопасность граждан. Также им необходимо будет обеспечивать сохранность зелёных насаждений, территорий общего пользования и объектов культурного наследия.
Отдельным подпунктом в документе отмечено, что "уличные выступления не должны противоречить общепринятым нормам общественной морали и нравственности, содержать ненормативную лексику и призывы к экстремизму, пропаганду войны и жестокости, расовой, национальной и иной нетерпимости, употребления наркотиков и алкоголя".
За нарушение норм или выступление без согласования предлагается ввести штрафы: для граждан — от 1,5 до 5 тыс. рублей, для должностных лиц — от 25 до 50 тыс. рублей, для ИП — от 30 до 40 тыс. рублей.
Представители творческой среды считают, что законопроект во многом неточен. Как отметил мультиинструменталист Михаил Каретко, большинство музыкантов отзывчивы к жалобам, но есть и те, кто ведёт себя нахально по отношению к публике.
"Определение мест для игры на уровне правительства — это как из пушки по воробьям стрелять! К тому же отдельным пунктом выделено, что тексты планируется цензурировать. Хотя это уже не удивляет", — сказал он.
Каретко добавил, что со стороны музыкального сообщества были попытки переложить бремя определения правил, по которым выступают музыканты, на Творческий союз работников культуры и искусств. Его председатель приветствовал эту инициативу. "Но, похоже, дела уличной культуры правительство не доверяет никому, кроме себя. А недовольных покараем штрафом. Примета времени", — резюмировал собеседник "ДП".
Не первая попытка
Регулировать уличные выступления петербургские чиновники активно хотели ещё в 2020 году. С такой инициативой выступал депутат ЗакСа Денис Четырбок. Проект закона даже был принят в первом чтении, но дальше не продвинулся.
"Первая редакция предлагала к регулированию порядок выступления уличных музыкантов около объектов культуры, в ходе обсуждений было решено распространить его на весь город. Мы проводили заседания с экспертным сообществом, приглашали и самих музыкантов, и тех, кто ощущал их деятельность. Например, в Театре комедии им. Акимова жаловались, что музыка слышна даже в зрительном зале. Жители домов на Большой и Малой Конюшенных улицах тоже сетовали на шум", — рассказал Четырбок корреспонденту "ДП".
Он добавил, что в итоге прийти к общему знаменателю со всеми сторонами так и не удалось. Музыканты скептически отнеслись к намерению регулировать их деятельность. Хотя были и те, кто указывал, что при конструктивном подходе можно найти решение, которое устроило бы всех.
Депутат ЗакСа Борис Вишневский 2 года назад высказывался по поводу предложенной инициативы негативно. Изучив новый законопроект, он коротко резюмировал, что и этот документ "никуда не годится".
"Почему всё должно определять правительство? Изначально речь шла о том, что, за исключением главных магистралей и площадей, нужно отдать право по регулированию муниципалитетам, которые знают свою территорию лучше", — объяснил Вишневский корреспонденту "ДП".
Он также обращает внимание на формулировку, касающуюся соблюдения норм морали, и задаётся вопросом: а где эти нормы прописаны?
"Одно дело запретить пропаганду войны, наркотиков и алкоголя. Но та же ненормативная лексика звучит и на концертах известных музыкантов, и её никто не пытается запрещать", — подчёркивает он.
Депутат ЗакСа Алексей Цивилёв тоже сомневается, что в предложенном виде инициатива будет работать, потому что её слишком сложно администрировать.
"Как мы будем определять места, где уличные выступления допустимы, какие критерии лягут в основу составления этого списка, непонятно. Кто и как будет замерять мощность колонок? Кроме того, выступление одного исполнителя не согласуют в том случае, если место и время занято другим. При этом понятно, что все будут стремиться занять самые проходные места. Тогда нас ждут ночные очереди, в которых можно будет посоревноваться в таланте", — указывает он.
По мнению Цивилёва, решение в подобных случаях должно быть простым. Можно предложить получать лицензию, в том числе краткосрочную, на день, но её стоимость должна быть небольшой. Это станет гарантией заинтересованности и профессионального уровня исполнителя. Использование усилителей стоит полностью запретить, потому что жители в основном жалуются на шум.
Времена уже не те
Пока депутаты кивают на жалобы жителей, артисты считают, что им мешают работать. Кстати, по действующему законодательству деньги, которые прохожие кладут музыканту, являются добровольным пожертвованием и не облагаются налогом.
Впрочем, среди творческих людей есть и те, кто считает, что культура уличных музыкантов в Петербурге постепенно утрачивается. Фолк–музыкант и звукорежиссёр Евгений Викки вспоминает, что уличная музыка 90–х была совершенно иной, чем сейчас. Тогда на Михайловской улице можно было услышать джаз–диксиленд. На Невском и Садовой играли ирландскую музыку, кантри, музыку индейцев и прочие, порой самые экзотические жанры.
"В какой–то момент музыкантов стали “гонять”, а охрана территорий начала брать взятки (например, так было на Малой Садовой и Малой Конюшенной). Причём интересно, что в честь открытия Малой Садовой после реконструкции на улице стояли тумбы с плакатами, на которых было изображено, что на этой улице выступает квартет домбристок. Это выглядело издевательством — для галочки заявляли о культуре, а по факту её уничтожали", — подчёркивает он.
Спор о том, нужны ли разрешения на игру, комиссии и правила, Евгений Викки называет очень давнишним и сложным.
"Там, где нет запрещения, здоровая среда формирует себя сама. Когда начинает вмешиваться исполнительная власть, мы получаем искажённую картину. Нынешние громкие и низкие по уровню банды попрошаек с песнями группы “Звери” — это тоже проблема для города, значительно большая, чем те, кто раньше играл музыку, которую умел и любил играть", — резюмирует он.