Всего в четырёх часах езды от Санкт–Петербурга находится город, основанный самим Александром Невским, где сохранилась каменная крепость доогнестрельной эпохи, а вход в районное отделение полиции охраняют грифоны, как на Банковском мосту.
Называется этот город Порховом. Старожилы уверяют, что до революции его также называли "маленьким Петербургом" — настолько он был продуманно и красиво застроен. После Великой Отечественной войны уцелело не более 10% порховских зданий, но и сегодня в этом городе и вокруг него есть на что посмотреть.
В 15 км от Порхова, например, стоит княжеский дворец с дубовой парадной лестницей, которая помнит Мандельштама. А неподалёку — ещё один дворец, графский, с мраморной лестницей, которая украшала некогда чуть ли не самую роскошную в России дачу.
В получасе езды на запад от этих бывших княжеских да графских владений расположилась известная с середины XIX века сероводородная грязелечебница "Хилово", которая начиналась как санаторий для солдат и офицеров царской армии. А к северу от этого курорта находится знаменитая Никандрова пустынь, тоже с исцеляющими святыми источниками.
Он сказал: "Поехали!"
Ровно 100 лет назад творческая интеллигенция Петрограда рванула под Порхов спасаться от голода. Осип Мандельштам, Евгений Замятин, Михаил Зощенко, Корней Чуковский и другие властители дум поселились на какое–то время в Холомках — в имении первого директора петербургского Политеха князя Андрея Григорьевича Гагарина.
Сам князь удалился туда в 1907 году — после того, как ему на 3 года запретили занимать в институте руководящие посты за то, что он выгораживал перед царской охранкой своих революционно настроенных студентов.
Гагарин построил себе под Порховом загородный дом по проекту знаменитого архитектора Ивана Фомина. Между прочим, зарисовки интерьеров этого здания позже послужили основой для декораций к дрезденской постановке "Евгения Онегина", которые создавал знаменитый Мстислав Добужинский, тоже один из постояльцев творческой колонии в Холомках.
В 1920 году князь умер, и, чтобы уберечь усадьбу от разорения, его вдова упросила Максима Горького создать там Дом творчества для голодающих петроградских писателей и художников. А нынче любой желающий может остановиться в том же отреставрированном доме в номерах люкс, полулюкс, комфорт и стандарт. Ведь в 2013 году, то есть к столетию усадьбы князя Гагарина, Политехнический теперь уже университет её отреставрировал. С тех пор там проходят научные конференции, тренинги, экскурсии и, конечно, балы.
Могила князя Гагарина находится неподалёку — возле храма Вознесения в селе Бельское Устье, где Ходасевич с Чуковским заказывали панихиду по Блоку. Это самый величественный вотчинный храм XVIII века на русском Северо–Западе — выдающийся памятник раннего классицизма с элементами барокко, и сейчас как раз завершается его многолетняя дорогостоящая реставрация.
На графских развалинах
Ещё одну знаменитую порховскую усадьбу — "Волышово" Строгановых–Васильчиковых необходимо посетить всем, кто ещё хочет успеть увидеть "Россию, которую мы потеряли". Ведь 4 года назад пожар чуть не уничтожил графский дворец, и с тех пор власти не слишком преуспели в деле восстановления этого выдающегося памятника архитектуры, а только ограничили доступ посторонних в некоторые сооружения.
Так что вход на ту самую мраморную лестницу, где ещё недавно ничто не мешало всем желающим устраивать свадебные фотосессии, сейчас закрыт. Однако туристы всё равно приезжают в Волышово ежедневно, чтобы полюбоваться на графские развалины с причудливой лепниной и увидеть своими глазами "английский домик", "домик графини" или, например, украшенную конскими головами конюшню, а также манеж графского племенного конезавода, пока они ещё не развалились окончательно.
Ну а на двух грифонов, которые некогда украшали вход в графский дворец, теперь можно посмотреть в Порхове: они стоят на страже районного отделения полиции. Их вывезли из усадьбы в начале 1990–х годов — и очень вовремя, потому что к тому времени кто–то уже успел открутить одному из полульвов–полуорлов хвост. Теперь полицейские развлекаются тем, что раскрашивают этих грифонов в разные цвета.
Отряды Александра Невского и дяди Пути
Но самая популярная порховская достопримечательность — это, конечно, каменная крепость, построенная в 1387 году и запечатлённая на городском гербе. Да–да, всего за 1 год безымянными средневековыми стахановцами были возведены стены высотой до 7 метров и толщиной до двух общей протяжённостью около 500 метров, а также многоярусные башни с бойницами и два захаба. И всё это из местного белого камня — известняка.
Кстати, по одной из версий, само название "Порхов" происходит от слова "порхъ" (однокоренное с "прах"), что означает "известняк".
Древняя эта крепость неплохо сохранилась. Учёные считают, что, например, квадратная Малая башня Порховской крепости как была возведена 635 лет назад — так с тех пор и стоит в своём изначальном виде.
Сейчас в Порховской крепости идут реставрационные работы, но она открыта для посещения.
В крепости есть музей почты, откуда можно отправить берестяное письмо, и музей, посвящённый руководителю порховского антифашистского подполья — агроному Борису Калачёву. Он был схвачен оккупантами, но в тюрьме покончил с собой: съел специально запасённое на крайний случай ядовитое растение.
В память о Калачёве в крепости сохранился разбитый им сад с "тропой здоровья". И, между прочим, среди редких растений, которые там цветут и пахнут, можно разыскать и то самое.
Ещё одна интереснейшая порховская достопримечательность — Дом ремёсел. Славится он тем, что тамошние мастерицы возродили старинное искусство плетения из болотных трав — главным образом из рогоза, который растёт в любой порховской канаве. Для этого в конце 70–х годов прошлого века они разыскали в деревне Заклинье единственного уцелевшего носителя знаний о забытой технологии — теперь уже легендарного "дядю Путю" и, пока тот был жив, регулярно брали у него уроки мастерства.
Говорят, что к тому времени искусство плетения из болотных трав сохранялось только где–то в Марокко и под Порховом. А теперь порховские кудесницы проводят мастер–классы по этому уникальному ремеслу для всех желающих.
Так что в Порхове туристам всегда найдётся, чем заняться, если они захотят задержаться там подольше. Тем более что гостиниц в городе хватает. А средний чек в заведениях общепита обходится не дороже 450 рублей.
Самые дотошные туристы, например, могут разыскать в Порхове здания, связанные со знаменитым российским табачным фабрикантом Жуковым, именем которого до революции называлась улица, позже переименованная в проспект 25 Октября. Это тот самый Жуков, которого упоминал даже А. С. Пушкин ("с хвалёным Жуковым табачный торг завесть").
А ещё в Порхове находится единственный в мире, притом частный, Музей Ганзы (Ганзейского союза городов Северной Европы, который был основан в XII веке). Ведь Порхов кроме всего прочего ещё и ганзейский город.