В четверг, 2 июня, Роскомнадзор официально подтвердил блокировку VPN Proton. Ранее были заблокированы ExpressVPN, Nord VPN, Opera VPN, Cloudflare WARP, PrivateTunnel, Lantern.
В ведомстве полагают, что, согласно закону "О связи", средства обхода блокировок противоправного контента признаются угрозой. Соответственно, Центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования "принимает меры по ограничению работы на территории России VPN–сервисов, нарушающих российское законодательство".
Теперь специалисты опасаются "ковровых блокировок". Директор Общества защиты интернета Михаил Климарёв (внесён Минюстом в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента) не видит логики в действиях Роскомнадзора и затрудняется ответить, какие сервисы будут заблокированы следующими. "Почему сейчас именно Proton был заблокирован — неизвестно. Моё предположение и ощущение, что это давняя история. У Proton есть также сервис почты, и её блокировали в рамках дела о фейковых сообщениях про минирование школ, ТЦ и так далее. Велось всё это как раз с этого почтового сервиса. Но что происходит на самом деле в Роскомнадзоре и Центре мониторинга управления сетью — мы не знаем. Они могут заблокировать вообще что угодно", — эмоционально рассуждает эксперт.
Он считает, что блокировки происходят вне рамок закона и при этом абсолютно произвольны. Он напоминает, что VPN используются не только обычными пользователями, но и компаниями и даже госструктурами. Корпоративные VPN позволяют связать один офис с другим через безопасные каналы. "Их можно заблокировать по протоколу. Пока у нас ничего по протоколу не блокируют, но я опасаюсь, что начнут. А это нанесёт удар по экономике. Такая блокировка равносильна полному шатдауну", — беспокоится собеседник "ДП".
С проблемами столкнулся и телеком, где тоже используются VPN–структуры. Например, на днях в некоторых регионах блокировали L2TP, который является базовым протоколом, соединяющим пользователей. "Операторы начали звонить в Роскомнадзор, и он отказался от такой блокировки", — напоминает специалист.
"Сами правительственные организации ежегодно закупают себе же VPN, поэтому заблокировать всё они не могут. Вопрос в том, где хранятся логи и выдают ли их по требованию местной прокуратуры. Если VPN в таком будет замечен, он потеряет большую часть клиентов. Вряд ли это получится. Пример — блокировка Telegram. Из–за неё упала половина Рунета, а сам он работал", — полагает Валерия Сухова, project–менеджер компании Pitch.
Аналитик агентства MForum Analytics Алексей Бойко, считает, что следующими заблокируют любые VPN, которые будут отказываться от сотрудничества с Роскомнадзором. В ведомстве, судя по всему, ставят перед собой задачу максимально ограничить работу VPN для физлиц в России.
"Можно предположить, что, перед тем как атаковать тот или иной сервис, в течение нескольких месяцев идёт накопление так называемых сигнатур трафика. После получения достаточного объёма данных происходит обучение алгоритма, который должен этот трафик выявлять и блокировать. Это не единственный, а один из наиболее технологически сложных сценариев борьбы с VPN, не исключающий также, например, блокирования определённых IP и т. п.", — объясняет Алексей Бойко.
При самом худшем сценарии развития можно прийти к тому, что внешние каналы вообще окажутся отрезанными от российского сегмента сети. Хотя такой сценарий эксперт считает менее вероятным.