Госдума 8 июня рассмотрит в первом чтении пакет законопроектов об объединении Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Предполагается, что новая структура заработает с 1 января 2023 года.
Идея объединить Пенсионный фонд России (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС) не нова: о ней периодически вспоминали последние несколько лет. Конкретные рекомендации Минтруда РФ были опубликованы в конце 2021–го, весной текущего года законопроект поступил на обсуждение. Речь о повышении тарифов не идёт, о чём неоднократно заявляли в министерствах. Но это пока.
Вспомнили про льготы
Изначально предполагалось, что в единую структуру, которая получила название Фонд пенсионного и социального страхования РФ (или Социальный фонд), должен был войти и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Но впоследствии от этой идеи отказались.
Как сообщают в Минтруде, объединение позволит повысить доступность услуг, которые оказывают фонды: они будут предоставляться в единых клиентских службах. Основанием для слияния фондов, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, стали дублирующие функции — обеспечение мер соцподдержки граждан. И необходимость исправить некоторые нюансы. Так, пособие по беременности и родам застрахованным женщинам выплачивает ФСС, а единовременную выплату по беременности и родам безработным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, предоставляет ПФР. Схожая ситуация сложилась и с единовременным пособием при рождении ребёнка.
Вице–премьер Татьяна Голикова отдельно подчёркивает, что все точки присутствия фондов будут сохранены. Не изменится и штатная численность их персонала, за исключением высшего руководящего состава.
Незадолго до сегодняшнего заседания Госдумы депутат Александр Хинштейн опубликовал слова Голиковой, прозвучавшие на заседании фракции. Она заявила, что после объединения высвободившиеся административные здания в регионах будут переданы под размещение стационаров или бюро медико–социальной экспертизы.
Основным же изменением в соцобеспечении станет появление единого тарифа, который пока указан как 30% от начисленной зарплаты сотрудника. Сегодня предприниматели осуществляют три платежа — в ПФР, ФСС и ФОМС (22%, 2,9% и 5,1%, что также в сумме даёт 30%). Дополнительные взносы на травматизм в ФСС, размер которых установлен в зависимости от класса профессионального риска предприятия (всего их 32), также остаются неизменными — от 0,2 до 8,5%.
Вместе с тем более 7,5 млн граждан, по оценке "ДП", столкнутся с реальным повышением взносов. Акцент на этом факте чиновники не делают.
Сегодня для платежей существует так называемая взносооблагаемая доходная база. Для ПФР это 130 тыс. рублей заработной платы работника в месяц, при её превышении появляется дополнительный повышенный взнос. Для ФСС — фиксированная сумма 86 тыс. рублей, на основе которой выплачиваются больничные. Обе базы будут уравнены до предела 130 тыс. рублей. Из–за единого тарифа размер роста нагрузки составит 16 тыс. рублей на сотрудника в год, подсчитали в Минтруде.
Косвенно такое повышение позволит в 1,5 раза увеличить выплаты по обязательному социальному страхованию.
Согласно расчётам, предполагается, что к 2025 году максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком составит 57,4 тыс. рублей (при текущих 37,9 тыс.), пособие по беременности и родам — 660,9 тыс. (вместо 435,9 тыс.), предельная сумма для оплаты больничных — 143,5 тыс. против 94,7 тыс. (при стаже от 8 лет).
Аналогично те, кто сегодня работает не в штате, а на условиях договоров гражданско–правового характера (ГПХ), также будут вынуждены платить новые для себя взносы. Ранее чиновники критиковали существующую модель, так как при ГПХ возможность выплат из ФСС отсутствовала.
"Сейчас граждане, работающие по ГПХ, могут воспользоваться только медицинским и пенсионным страхованием. Принятие законопроекта позволит им получать больничные, декретные выплаты и страховые выплаты в связи с уходом за ребёнком до полутора лет. Это повысит социальную защищённость более 4 млн граждан", — заявляют разработчики законопроекта.
При этом самозанятых — сравнительно новый вид трудовой деятельности — реформа пока не касается. По оценке Федеральной налоговой службы, на конец 2021 года в Петербурге их было чуть более 250 тыс. человек. Очевидно, что и для них нужны социальные гарантии, что и должно привести к изменениям тарифной сетки в объединённом фонде. Тем более что принимать такие решения станет гораздо легче.