Россияне активно закупают впрок импортные спиртные напитки, которые дорожают и пропадают с полок. На рост продаж также повлияла трансформация потребления за время пандемии — люди привыкли пить алкоголь дома, а не в барах.
По данным NielsenQ, количественный рост продаж алкогольных и безалкогольных напитков с начала года составил 4,7 и 7,8% соответственно. Это единственная растущая категория FMCG. Основные объёмы пришлись на пиво. Но зато крепкое спиртное, за исключением водки, росло быстрее — на 14,6%. Водка — на 8,5%. Не последнюю роль играют изменения цен напитков.
В крепком алкоголе наблюдаются примерно те же тенденции, что и в пиве, но рост продаж неравномерен — импортные напитки дорожают быстрее отечественных. Однако эксперты отмечают, что джин и ликёры за апрель даже подешевели. Эти напитки активно завоёвывают рынок благодаря росту популярности коктейлей. В апреле наибольший рост стоимости был у вермута, шампанского и коньяка.
Иван Самойленко, управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C Agency, считает, что рост в штуках совсем не значит, что россияне стали больше пить. "Просто на фоне введённых Западом санкций и ухода иностранных компаний из России крепкий импортный алкоголь стал предметом ажиотажного спроса. Активно пополнял товарные запасы общепит, закупались ромом, бренди и другим импортным алкоголем простые россияне. Потому мы и видим рост этой категории именно в марте и апреле 2022 года. До этого спрос мало отличался от прошлогоднего", — заметил он.
Отличительная особенность Петербурга в потреблении спиртных напитков — большая популярность крепкого алкоголя премиум–сегмента. А вот спрос на пиво ниже, его в Северной столице пьют меньше, чем в среднем по России, утверждает эксперт.
Ажиотажные покупки продуктов питания (длительного хранения), а также непродовольственных товаров (компьютеров, смартфонов, бытовой техники, одежды и т. д.) происходили как раз в марте. Именно в это время, на фоне ухода иностранных брендов и сильного ослабления рубля, россияне делали запасы, опасаясь дефицита. Но по продуктам потребление вернулось в прежние рамки. А по непродовольственным товарам стагнирует, так как граждане перешли в режим экономии.
Спрос на алкоголь тоже начнёт падать из–за вероятного скорого роста цен. "Параллельный импорт — это пересмотр логистики, что обычно приводит к удорожанию конечной продукции. Алкогольные напитки российского производства могут вырасти в цене в среднем на 5%. Скажется рост затрат производителей на сырьё, тару, перевозки, оплату электроэнергии", — объясняет Иван Самойленко.