Выход из болонского процесса не приведёт к катастрофе системы высшего образования. Но осложнит жизнь студентам и преподавателям.
Дискуссия об очередной перекройке системы высшего образования довольно неожиданно перешла в горячую фазу. Пока все пытались понять, что имел в виду министр науки и высшего образования Валерий Фальков, заявивший, что Россия должна перейти на "собственную уникальную систему образования", основанную на "интересах национальной экономики", в Госдуму уже внесли законопроект о добровольности участия вузов в Болонском процессе. Вслед за этим замглавы ведомства Дмитрий Афанасьев столь же внезапно заявил, что "все образовательные организации страны" уже исключены из этой системы.
Устали от реформ
По сути Болонская система подразумевала разделение образования на ступени (бакалавриат, магистратура, аспирантура), а также универсальную систему оценки студентов (кредиты) и возможность международных обменов. К грядущим переменам в петербургских вузах относятся на удивление спокойно.
Как обращает внимание профессор НИУ ВШЭ в Санкт–Петербурге, руководитель лаборатории социологии образования и науки Даниил Александров, отказываться от ступенчатого образования не планируется, а международные кредиты для студентов можно будет заменить на российские единицы нагрузки.
Доцент кафедры государственного и муниципального управления СЗИУ РАНХиГС Дарья Щербакова считает, что в вузах появится симбиоз двух систем образования (советской и Болонской). Причём врачи, юристы, строители до сих пор проходят обучение по традиционной пятилетней модели. Теперь же перечень таких специальностей, видимо, будет расширен.
Оценивать стоимость перехода на новую систему образования эксперты не берутся. Дорожная карта и масштаб изменений пока непонятны. По мнению Дарьи Щербаковой, это в любом случае повлечёт большие трудозатраты. Не все выдержат очередные перемены. Поэтому образовательная среда может потерять специалистов, уставших от реформ.
Мобильность на экспорт
Дискуссии об уходе от Болонской системы в образовательной среде начались не вчера. Ректор СПбПУ Андрей Рудской полагает, что она не подходит для специальностей, подразумевающих многолетнее изучение широких пластов знаний, например для медицинского или инженерного образования. Если студент–бакалавр примет решение кардинально поменять свою специальность в магистратуре, то ему будет недостаточно 2 лет для серьёзного погружения в новую отрасль знания.
"У Болонской системы есть плюсы, и лучшие практики из неё могут быть использованы на благо российской высшей школы. Возвращение к специалитету позволит усилить не только теоретическую, но и практическую подготовку студентов", — считает он.
Как напоминает первый проректор, руководитель программы развития университета ИТМО Дарья Козлова, Болонская декларация создавалась с целью взаимного признания периодов обучения, а также знаний, полученных в разных вузах. Это способствует свободной академической мобильности: система перезачёта кредитов, периодов обучения, единые подходы к качеству образования и единое приложение к диплому. Особенно интересно развитие семестровой мобильности, когда студент на один семестр переезжает в другой вуз.
"Наши студенты ездили в европейские, азиатские, мексиканские, в вузы ближнего зарубежья — страны СНГ. Если эта мобильность была связана с Европой, мы переводили зачётные единицы своих дисциплин в ECTS", — рассказывает Дарья Козлова. Ещё один плюс — возможность расширить свои компетенции за счёт смены направления обучения. Например, бакалавриат юридический, а магистратура управленческая.
Парадоксально, но пока российские университеты успешно сотрудничали с европейскими, академическая мобильность внутри страны развивалась значительно медленнее, а где–то отсутствовала совсем. По словам экспертов, сейчас самое время для того, чтобы наладить взаимодействие между вузами. Осложняющим фактором тут выступают отношения с бюджетом. В России получить образование за счёт государства на каждой ступени можно лишь единожды. Так что при желании поменять учебное заведение студент сначала должен отчислиться, чтобы финансирование перешло из одного вуза в другой. Ещё вариант — искать инвесторов или компании, которые будут поддерживать эту мобильность. В ИТМО, кстати, пошли по второму пути, у университета есть бизнес–партнёры.
Назло санкциям
Как отмечает генеральный директор образовательного агентства AcademConsult Ирина Следьева, необходимость изменений в высшем образовании назрела ещё в конце 2010–х, причём во всём мире.
"Диплом бакалавра уже давно не нужен специалистам многих направлений. Google и Силиконовая долина, устанавливающие правила рынка для многих сфер, говорят, что образование должно быть коротким и узконаправленным (если речь не идёт о врачах, инженерах и других специалистах, от работы которых зависят жизнь и здоровье людей). Работодатели хотят нанимать узких специалистов, готовых при необходимости быстро освоить смежную область. Жизнеспособны программы Канады, Австралии, Новой Зеландии, США, разбитые на три этапа по 2 года: после 2 лет обучения студент становится полноценным специалистом и может работать, а затем принимает решение, учиться ему дальше или стоит менять вектор специализации", — говорит Следьева. По её мнению, переход на такую систему образования был бы успешен. Но вузам следует дать право выбора.
На научную деятельность изменения тоже могут повлиять. Дарья Щербакова считает, что на международные конференции в европейских странах российских студентов теперь пригласят только после смягчения политических разногласий. Это же можно сказать про научные публикации в иностранных журналах. На обмене студентами ситуация тоже может сказаться.
"Это зависит не столько от того, как называется уровень твоего образования, а от того, договорились ли страны и вузы о таком обмене. Например, Китай, Индия и США не входят в Болонскую систему и при этом взаимодействуют с другими странами и развивают своё образование", — подчёркивает она.
Даниил Александров отмечает, что вопрос о международной деятельности связан с политической составляющей, но не с Болонской системой. Он приводит пример с иранскими вузами, выпускники которых при желании поступают в магистратуру в разных странах. При этом кооперация с иранскими университетами в Европе и Америке отсутствует, потому что на Иран наложены санкции.
Нелегальные дипломы
Многих беспокоит, что в результате выхода из Болонского процесса дипломы российских вузов не будут котироваться за рубежом. Даниил Александров подчёркивает, что всё зависит от конкретного вуза. "Мы знаем, что есть Кембридж и Оксфорд, есть выдающиеся университеты Германии, Италии. Диплом по экономике из университета Боккони в Милане по всей Европе ценится иначе, чем диплом второсортного вуза юга Италии. Хотя формально это одно и то же, кредиты те же самые. Если в Оксфорд поступает человек с дипломом из уважаемого вуза, на него смотрят с большим интересом. В мире знают про МГУ и СПбГУ, но не знают про среднебобруйский университет. Важна репутация", — объясняет он.
Ирина Следьева допускает, что выпускникам придётся "долегализовывать" диплом, чтобы поступить в магистратуру в Великобритании или США. Однако этого точно будут требовать далеко не все заграничные университеты.