В начале марта компания Teknos Group Oy приостановила деятельность дочернего московского ООО "Текнос" с филиалом в Петербурге. А 12 апреля "вследствие драматических событий на Украине" объявила о "планировании контролируемого ухода с российского рынка". "Нашей целью является найти компанию, которая поможет продолжить бизнес ООО “Текнос”", — говорилось в пресс–релизе со ссылкой на директора концерна Паулу Саластие. "ДП" направлял в компанию запрос о судьбе её российского завода, но в пресс–службе отказались от комментариев. Teknos намерен продать предприятие, говорят источники газеты на рынке.
Компания "Текнос" присутствовала в России с 2005 года, а в 2015–м открыла собственный завод в Санкт–Петербурге, в индустриальном парке "Марьино". Мощность предприятия составляет 10 млн литров жидких и 5 тыс. тонн порошковых красок в год. Кроме того, в Петербурге у компании есть логистический центр. Кроме бренда Teknos в России её продукция представлена маркой "Охтэк" (порошковые краски), "Командор" (архитектурно–строительные краски) и "Масско" (антикоррозийные краски).
За эти годы "Текнос" создал обширную сеть дилеров по продаже своей лакокрасочной продукции, которые вкладывались в её продвижение. Весной их поставили перед фактом ухода, при этом компания заявила, что забирает у них оборудование для колеровки своих красок, рассказали "ДП" представители отрасли.
Это оборудование представляет собой аппарат с "вшитыми" формулами, он смешивает нужный оттенок краски в необходимом объёме. Изначально компания предоставляла его дистрибьюторам бесплатно, и они каждый год списывали часть его стоимости по амортизации, говорят собеседники газеты. Это оборудование можно было бы "переквалифицировать" под марки красок, оставшихся в России, говорят они. "Мы пытались договориться, выкупить его по остаточной стоимости: другого оборудования “под Teknos” сейчас в страну не ввезти, а то, что есть у продавцов, удвоилось в цене до 5 млн рублей за аппарат. Но получили отказ", — рассказывает один из российских партнёров финской компании.
Сегодня суть проблемы в том, что у дилеров осталась краска компании, ведь о её уходе из России стало известно в начале строительного сезона, и без этого оборудования её не заколеровать. А значит, есть проблемы с выполнением заказов на поставку, в том числе по уже заключённым договорам, например для строительных компаний. "Нам дали понять: реализуйте свои остатки как хотите сами, это ваши риски", — отмечает собеседник газеты.
Ситуация осложняется тем, что дистрибьюторам так и не предоставили официального письма об уходе Teknos из России. Соответственно, они не могут попробовать заявить о форс–мажорных обстоятельствах в торгово–промышленную палату. "Если не удастся согласовать замену цвета или производителя по заключённым контрактам, посыплется шквал исков. Это, считай, разорение", — говорит представитель отрасли. Никто не ожидал такого отношения от европейского партнёра, подчёркивают собеседники газеты.
По мнению одного из них: в разговоре "для своих" представители Teknos якобы дали понять, что колеровочное оборудование получит покупатель российского завода. А озвучивать проблемы дистрибьюторов, вовлекая правительство, они, вероятно, не хотели бы, поскольку это может пагубно сказаться на стоимости продажи завода в Петербурге. "Дилеры этой компании понесли значительные убытки, и завод просто необходимо национализировать в пользу производителей лакокрасочных материалов России", — считает один из собеседников "ДП".
В российском представительстве Teknos утверждают, что не перестают быть с дистрибьюторами на связи и оказывают им возможную поддержку, в частности поставку колерных паст "для того, чтобы дистрибьюторы могли продолжить деятельность и исполнять обязательства перед клиентами в части колеровки имеющихся остатков краски на их складах". "Первая поставка колерных паст после 24 февраля была в апреле, и сейчас формируется новая поставка, которую планируется осуществить в ближайшее время", — добавили в пресс-службе представительства.
Взаимоотношения производителя и дилера, как правило, носят доверительный характер. Как именно Teknos хочет уйти из России — это его коммерческие вопросы, считает Артём Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК "Универ Капитал". По его мнению, состояние собственной дилерской сети и так оказывает влияние на репутацию компании и неизбежно приведёт к дисконтам при продаже завода. "Очевидно, что такие действия означают уход компании с рынка, невзирая на сопутствующие потери", — отмечает он.
По мнению эксперта, конфликт между дилерами и производителем стоит решать в суде, не привлекая торгово–промышленную палату. "Под угрозой судов и продажа завода будет осложнена", — полагает Артём Тузов.
Данная ситуация, к сожалению, стала распространённой: многие российские предприятия столкнулись с невозможностью выполнить собственные обязательства из–за ухода иностранных компаний и их уполномоченных дилеров с рынка России, сообщили "ДП" в юридическом департаменте Санкт–Петербургской торгово–промышленной палаты (СПбТПП). "При этом не всегда возможно найти подтверждение прекращения деятельности иностранных компаний в России: некоторые просто отмалчиваются и ссылаются на логистический кризис и общую экономическую неопределённость", — отмечают в СПбТПП. Там полагают, что в таких случаях российским партнёрам необходимо руководствоваться положениями заключённых договоров и, если есть препятствия по исполнению обязательств перед заказчиками или покупателями, незамедлительно проинформировать их об этом.
"Начиная с марта мы видим огромное количество обращений в торгово–промышленные палаты. В них заявители просят засвидетельствовать форс–мажор по аналогичным ситуациям, возникшим как из–за введения прямых запретов и ограничений, так и в связи с отказом иностранных контрагентов от дальнейшего сотрудничества", — рассказали в СПбТПП. Однако по законодательству к форс–мажору (то есть к обстоятельствам непреодолимой силы) не относится нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, так же как и отсутствие на рынке товаров, нужных для исполнения заказа. В этой связи Торгово–промышленная палата РФ предложила внести поправки в Гражданский кодекс. Они в том числе позволят контрагентам не исполнять свои обязательства по договорам, если это невозможно из–за действий недружественных стран. Поправки находятся на рассмотрении в Госдуме.
"Как правило, подобные ситуации возможно рассмотреть с позиции, которая будет основана на отнесении возникших событий не к форс–мажору, а к существенному изменению обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договоров, — отмечают в юридическом департаменте СПбТПП. — Правовые последствия — возможность изменить или расторгнуть договор, в том числе по решению суда. Изменять существенные условия договора представляется целесообразным, когда есть возможность исполнить обязательства, но на других условиях. Например, если возможно закупить или взять в аренду оборудование для колеровки красок другого производителя, но это потребует дополнительного времени. Если же аналоги отсутствуют или их использование вызовет существенное увеличение стоимости договора, что может повлечь изменение баланса интересов в экономической части, то стороны могут принять решение о расторжении договора".
В СПбТПП добавили, что сторонам всё равно придётся решать судьбу таких договоров: изменять или расторгать их. И если дилеры не смогут договориться со своими контрагентами, придётся идти в суд.