Низкие комиссии, удобная оплата в интернете, мгновенное зачисление средств — три кита выгоды для бизнеса благодаря новому способу расчёта за покупки.
Системой быстрых платежей (СБП) пользуется уже каждый третий россиянин, сообщал Центробанк. СБП — это альтернатива пластиковым картам. Она позволяет делать переводы по номеру телефона, а также оплачивать товары и услуги по QR-коду и через мобильное приложение банка. Сначала эта система использовалась в основном именно для быстрых переводов по номеру телефона, но сейчас её активно внедряют магазины для приёма оплаты: как в офлайне, так и онлайн. По данным ЦБ, в январе–марте 2022 года к сервису подключилось в 4 раза больше торговых точек, чем годом ранее. Сегодня СБП для приёма платежей используют свыше 250 тыс. компаний, в основном — малый и средний бизнес.
Чем вызван такой ажиотаж? Главное преимущество СБП — низкие тарифы, а малые и средние предприятия могут принимать оплату и вовсе бесплатно: банки по госпрограмме компенсируют бизнесу комиссии за использование сервиса. Таким образом, система снимает главную "боль" всех предпринимателей, принимающих безналичную оплату, — СБП помогает снижать издержки. И дело не только в комиссиях, но и в низких затратах на инфраструктуру. Разберёмся подробнее, что даёт бизнесу этот сервис и почему он особенно удобен для приёма оплаты в интернете.
Низкие комиссии
Комиссия в СБП для бизнеса составляет 0,4% от суммы покупки для товаров социального назначения и 0,7% во всех остальных случаях. Максимальный размер комиссии с одной операции — 1,5 тыс. рублей.
"Предполагается, что расходы на СБП будут ниже, чем для традиционных карточных схем", — рассказывает председатель совета Ассоциации "Электронные деньги" Виктор Достов. Это и более дешёвое оборудование по сравнению с POS–терминалами, и меньшие комиссии за счёт более простой платёжной структуры, перечисляет собеседник "ДП".
"Для торгово–сервисных предприятий СБП — это выгодный и удобный способ приёма оплаты, — говорит директор по продажам СБП Андрей Ковригин. — Используя данную систему, магазин платит банку более низкую комиссию: меньше, чем при приёме платежей по картам". Он также напоминает, что для малого и среднего бизнеса продолжает действовать государственная программа по возврату комиссий. "То есть для таких компаний это практически бесплатный способ принимать оплату в СБП", — заключил эксперт.
Госпрограмма действует уже год и должна завершиться 1 июля, однако правительство может продлить её до конца 2022 года. Судя по многочисленным отзывам, она является существенным подспорьем для предпринимателей. Чтобы получить компенсацию, не нужно заполнять никаких бумаг: достаточно состоять в реестре малого и среднего бизнеса и пользоваться СБП, сообщили в Тинькофф Кассе, которая первой начала возвращать бизнесу комиссии по госпрограмме. Всего в 2021 году, по данным Минэкономразвития, 60 тыс. предприятий получили компенсации на сумму 196 млн рублей.
СБП существенно снижает затраты магазина на оборудование. В офлайн–точках для использования системы не обязательно наличие терминалов, что позволяет сэкономить на их покупке или аренде, а также обслуживании. Самый простой способ работы с СБП, не требующий специального оборудования, — распечатать мгновенный QR–код и наклеить его на кассу или прилавок, где расплачиваются клиенты. Есть и другие методы интеграции, уже с использованием терминала: это генерация индивидуального кода под каждую транзакцию и включение суммы чека — клиенту не придётся её вбивать самостоятельно в приложении, как в случае со статическим кодом. Кроме того, СБП позволяет оплачивать покупки телефоном (им покупатель сканирует QR–код), а это роскошь, почти не доступная после ухода Apple Pay и Google Pay.
Сценарии для бизнеса
СБП позволяет сделать удобными платежи и в интернете: с помощью системы легко рассчитываться онлайн за пару кликов без ввода реквизитов карты. Бизнес может превратить это в своё конкурентное преимущество или просто продемонстрировать заботу об удобстве клиента, расширив перечень доступных способов оплаты. Соответственно, сработать на повышение лояльности. Учитывая охват аудитории, которая привыкла платить в интернете без карты — с помощью ушедших Apple Pay и Google Pay, — СБП становится востребованным инструментом.
Ещё одно решение для оплаты в интернете — интеграция СБП на платёжную форму сайта. Это страница, где клиент выбирает способ оплаты покупок. Платёжная форма сама подстраивается под покупателя, рассказали в Тинькофф Кассе: при покупках с компьютера на экране появляется QR–код — покупатель сможет отсканировать его с помощью смартфона. Если же человек зашел на сайт с телефона, появится кнопка для оплаты через СБП. После того как покупатель на неё нажимает — он может выбрать, приложение какого банка открыть для совершения оплаты.
Есть свои решения в СБП и для крупного бизнеса. Во-первых, внедрение данной системы проще в сравнении с большинством других способов оплаты. Кроме того, благодаря ей клиент может привязать свой счёт в личном кабинете на сайте магазина и легко оплачивать последующие покупки одним нажатием кнопки. А чем проще клиенту платить, тем больше он покупает. Кроме того, это повышает шансы на повторные продажи, по данным Тинькофф Кассы.
"После ухода Apple Pay и их клонов платежи по СБП получают мощный стимул к развитию, — говорит Виктор Достов. — Кроме того, в отличие от традиционных карточных схем СБП позволяет в перспективе строить “умные платежи”, например выбирать, с какого счёта платить или интегрировать в платёж программы лояльности". По мнению эксперта, это позволит создать принципиально новые сервисы.
Мгновенное зачисление
СБП предполагает мгновенное зачисление средств на счёт компании, тогда как при покупках по карте деньги могут прийти только на следующий день. Но идея развивается дальше в пользу бизнеса и клиента. Так, Система быстрых платежей предусматривает возможность моментального перевода средств покупателю в случае возврата товара, тогда как в карточных платёжных системах деньги могут возвращаться до месяца. Перечислить деньги можно в любой банк, который входит в список участников СБП, — не важно, со счёта какого банка была совершена покупка. В Тинькофф Кассе есть решение, которое позволяет проверить сведения о получателе перед отправкой средств, рассказали там.
"Для бизнеса СБП — один из каналов оплаты: это не основной фактор, влияющий на объём продаж и спрос, но доказано, что удобные методы платежа повышают средний чек", — говорит Виктор Достов. Поэтому бизнес однозначно заинтересован в новых каналах платежей и готов с ними экспериментировать, резюмирует он.