В апреле–мае развитие рынка E–commerce замедлилось после успехов I квартала.
Несмотря на кризис, по итогам I квартала 2022 года объёмы российской онлайн–торговли превысили 1,2 трлн рублей, а рост продаж ускорился до 65%. В агентстве INFOLine отмечают, что лидерами в данном сегменте остаются Wildberries, Ozon, "Яндекс.Маркет", AliExpress и "СберМегаМаркет". Однако снижение реальных доходов населения и экономическая турбулентность заметно повлияли на динамику продаж во II квартале.
Основатель и генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков объясняет, что в I квартале сыграл роль фактор мартовского ажиотажного спроса. Это спровоцировало прирост интернет–торговли. Но уже в апреле–мае многие потребители стали отказываться от покупок. Также на динамике продаж постепенно сказывается дефицит некоторых товаров. Поэтому, по мнению аналитика, показатели II квартала будут гораздо хуже первого. Апрель и май по объёмам продаж находились на уровне января, а январь всегда был провальным месяцем в торговле.
Маркетплейсы также заявляют о серьёзном росте продаж в I квартале. В пресс–службе "Яндекс.Маркета" отметили, что товарооборот на площадке в январе–марте увеличился в 2,8 раза по сравнению с первыми 3 месяцами 2021 года. Более 80% продаж на маркетплейсе сделали магазины–партнёры, количество активных продавцов выросло на 230% год к году.
Оборот Wildberries за тот же период составил 289,2 млрд рублей, что на 95% больше по сравнению с январём–мартом прошлого года. Общее число заказов выросло на 128% год к году.
В пресс–службе Ozon рассказали, что I квартал показал двукратный рост операционных показателей. А в Петербурге и Ленобласти в I квартале оборот от продаж вырос в 2,4 раза год к году. На маркетплейсе совершают покупки на 73% больше покупателей из региона, чем годом ранее. При этом в компании отмечают, что рост происходит с высокой базы 2021 года.
В топ самых популярных товаров в Петербурге и Ленобласти в I квартале года на Ozon вошли товары из FMCG–категории, которые заканчиваются и докупаются быстрее других. Это так называемый ассортимент "магазина у дома".
Руководитель отдела аналитиков Data Insight Надежда Виноградова считает, что в текущей ситуации снижения уровня онлайн–продаж в 2022 году не будет, но количество заказов будет расти существенно медленнее, чем в прошлом году. А рост рынка в рублях может благодаря инфляции оказаться лишь немногим ниже 2021 года.
"При этом количество кроссбордерных покупок сократилось в разы: это и проблемы с логистикой, и невозможность принять оплату российской картой. Покупки в западных магазинах упали до нуля, и есть подозрение, что эта ситуация сохранится надолго", — говорит Виноградова.
Больше всего в продажах в России сейчас заинтересованы производители из Китая, Турции и Узбекистана. Уже сейчас есть изменения состава игроков, увеличение количества селлеров (причём как российских, так и зарубежных) на маркетплейсах — распределение рынка по брендам будет меняться.
В INFOLine отмечают, что по итогам всего года онлайн–продажи могут вырасти в 1,5 раза, до 6 трлн рублей, а проникновение online — на 3,6%, до 14%. Также может произойти снижение объёма трансграничной интернет–торговли.
Иван Федяков подчёркивает, что до 2019 года трансграничная торговля сохраняла тенденцию устойчивого роста и занимала около 25% всей онлайн–торговли в России. Потом доля стала уменьшаться, так как в 2019 году в России массово начали развиваться отечественные маркетплейсы. Это очень сильно ударило по трансграничным сервисам.
Но сейчас государство обеспокоено дальнейшей судьбой трансграничной торговли, поэтому были приняты меры поддержки. Например, с апреля порог беспошлинного ввоза товаров, приобретаемых физическими лицами в иностранных интернет–магазинах, повышен с 200 до 1000 евро.
"Но даже это радикально не изменит ситуацию. Я ожидаю, что и в 2022 году обороты локальных игроков будут в разы превышать динамику трансграничных продаж. Но при этом трансграничная торговля благодаря поддержке государства сильно не уменьшится", — заключает Иван Федяков.