В бизнес–сообществе обсуждают, кто купит мощности IKEA. Компания заявила о продаже четырёх заводов — в Ленинградской, Кировской и Новгородской областях. Как рассказал "ДП" на условиях анонимности осведомлённый источник, со следующей недели в компании начнутся индивидуальные беседы с сотрудниками и увольнения по соглашению сторон. Небольшая часть штата всё же останется "для сохранения компетенции и поддержки процессов".
Ранее в СМИ появилась информация, что покупкой активов шведской компании интересуется мебельная сеть Hoff. Однако на запрос "ДП" там заявили, что могут лишь рассмотреть использование площадей под розницу. Гендиректор сети Максим Гришаков добавил, что Hoff и IKEA слишком разные. "У нас были внешние точки пересечения: регионы присутствия и даже одни и те же торговые центры, но тем не менее разные стратегии бизнеса. Теоретически в будущем мы готовы рассматривать розничные площади IKEA, если они будут соответствовать нашим бизнес–потребностям, не более того", — сказал Гришаков. Он добавил, что даже если кто–то решит купить производственные площади, то не получит долю рынка, которую имела IKEA.
По мнению Валерия Трушина, руководителя отдела исследований и консалтинга, партнёра IPG.Estate, покупка активов IKEA сетью Hoff была бы логичной. "Другие потенциальные интересанты могут представлять сегмент DIY, поскольку появилась прекрасная возможность увеличить охват и нарастить мощности", — считает он.
Генеральный директор Первой мебельной фабрики Александр Шестаков говорит, что планов по покупке IKEA у компании нет, но принять на работу уволенных сотрудников концерна там готовы.
Некоторые эксперты считают, что купить производства могут непрофильные игроки. Известно, например, что мебельными фабриками интересуется АФК "Система". По мнению основного акционера Владимира Евтушенкова, сделка могла бы дать синергию с лесопромышленным холдингом "Сегежа групп".
Николай Казанский, управляющий партнёр Nikoliers, говорит, что активы могут быть интересны многим инвесторам, но не берётся прогнозировать их цену. Ранее называлась сумма 200–450 млрд рублей. При этом на рынке есть мнение, что покупатель может не найтись вовсе.
Совладелица "Максидома" Мария Евневич обращает внимание, что российские заводы IKEA производили лишь часть продукции. "IKEA не продаст свой бренд, дизайнеров, конструкторов, частные марки. Сила компании была в создании комплексного продукта — формата, который сочетал в себе всё: от маркетинга и производственных мощностей до фрикаделек в ресторане и безумного нейминга. Если это убрать, то получится, что мы продаём некую конструкцию из сэндвич–панелей", — отмечает она. Евневич указывает, что конкуренция с западными компаниями позволяет развиваться отечественным игрокам. Распределение мебельного сегмента между небольшими компаниями, которое уже частично произошло за последние 3 месяца, может помочь предприятиям.