Обеспечивать товарами Калининград теперь будут не фуры и поезда, а контейнерные суда из Бронки.
Запрет со стороны Литвы на грузовой транзит через её территорию подсанкционных грузов в Калининградскую область железнодорожным и автомобильным транспортом заставляет стремительно развивать морское сообщение эксклава с Санкт-Петербургом. Уже 25 июня, в первый рейс из порта Бронка в Калининград отправится судно "Холмогоры", принадлежащее ОАО "Северное морское пароходство", дополнив действующую паромную линию Усть–Луга — Балтийск. Об этом рассказал губернатор Калининградской области Антон Алиханов в своём телеграм-канале.
"Только у этой компании уже есть, по её оценкам, дополнительно пять–шесть судов, которые она готова предоставить нам для оперирования на линии Бронка (порт Санкт-Петербург) — Калининград. Этого более чем достаточно, даже много, я бы сказал, потому что мы часть товаров, которые не попали под санкции, будем перенаправлять на железную дорогу", — заявил губернатор.
Вопрос стоит давно
Многие эксперты и ранее говорили о необходимости пуска контейнерных судов в Калининград, параллельно критикуя железнодорожные паромы как неподходящее средство снабжения региона из-за их малой вместимости и технологических сложностей.
"Паром предназначен в первую очередь для перевозок автопоездов, ж .д. вагонов, колёсной техники и даже пассажиров. Когда требуется массовая переправка контейнеров, необходимо специализированное судно. Кроме того, для приёма парома нужна особая береговая инфраструктура. Контейнеровоз может доставлять большее количество груза и работать, соответственно, на обычных контейнерных терминалах, которые есть в наличии как в Санкт-Петербурге, Усть-Луге, так и в Балтийске. Причём они сильно недозагружены", — объясняет руководитель отдела аналитики ИАА "ПортНьюс" Виталий Чернов. Но он добавляет, что экономически направление всё равно будет не прибыльно из-за отсутствия обратной заполняемости судов, а значит, потребует субсидирования.
Тем не менее регулярная линия между Бронкой и Калининградом, по словам эксперта, целесообразна. Несколько лет идея витала в воздухе. Но делать это, по мнению Виталия Чернова, нужно было ещё вчера, потому что сегодня средняя стоимость контейнеровозов на мировом рынке выросла в несколько раз, а строить их в России дорого и проблематично.
Однако не все аналитики согласны с тем, что это наилучший способ трансфера грузов в Калининград. По мнению ведущего эксперта УК "Финам Менеджмент" Дмитрия Баранова, использовать множество небольших судов экономически невыгодно, а условий для прохода крупных контейнеровозов в этой части Балтийского моря нет.
"Кроме того, контейнеры нужно сначала загрузить, затем переправить до порта, погрузить на судно, довезти до места назначения, разгрузить и доставить до конечного пункта — всё это отражается на стоимости товаров", — добавляет Дмитрий Баранов. Ориентировочный рост цен на продукцию, доставляемую в регион, по его прогнозу, может составить 10–20% в зависимости от категории.
Есть нюанс
Оператор железных дорог Литвы сообщил о новых транспортных ограничениях 17 июня, ссылаясь на полученные от Европейской комиссии разъяснения, согласно которым разрешение на транзит не включает в себя товары, запрещённые к ввозу в ЕC.
"Литва не принимает односторонних действий, но вводит санкционные ограничительные меры ЕС", — рассказал журналистам посол Евросоюза в России Маркус Эдерер после своего визита в МИД РФ для обсуждения проблемы. Губернатор Калининградской области при этом настаивает, что санкции распространяются на товары, предназначенные для взаимной торговли, а транзит между регионами в эту категорию никак не попадает.
В официальных документах ЕС отдельно вопрос российского эксклава не оговаривается. В пояснительном документе Еврокомиссии от 9 июня действительно написано, что санкционные ограничения включают в себя невозможность транзита запрещённых товаров через территорию ЕС, но именно для грузов, поступающих в РФ из третьих стран, а не из самой России. Каким образом будет ликвидирована эта правовая дыра, пока не ясно.