В текущем году покупатель дач, коттеджей, таунхаусов, а также участков с подрядом и без активировался чуть раньше: уже в марте эксперты отметили ажиотаж. Причиной стало сразу несколько факторов, но возглавляет список, конечно, желание сохранить деньги с помощью вполне зарекомендовавшего себя инвестинструмента. Однако, когда "влияние момента" стихло, рынок загородной недвижимости вернулся к более привычному укладу. Хотя не без изменений. Здесь "новые реалии" свои — и они формируются уж несколько лет.
Не прогадать с выбором
По словам заместителя председателя правительства Ленобласти по строительству и ЖКХ Евгения Барановского, которые приводят СМИ, в I квартале 2022 года в регионе введено в эксплуатацию 1,1 млн м2 жилья, причём ИЖС составляет 67% от общего объёма, или 762 тыс. м2. Чиновник отмечает, что население за период пандемийных ограничений оценило преимущества жилья за городом, что подогревает интерес покупателя к частному сектору. Впрочем, изменилось и само восприятие этого словосочетания. А здесь неплохую работу проделали девелоперы и их рекламные кампании коттеджных посёлков. С другой стороны, и вариантов "распробовать" жизнь за городом в кратко- или долгосрочном формате — тоже стало больше. Предложения по размещению радуют разнообразием: как видовым, так и по выбору локации. Потому что отдых "недалеко от дома" стал популярен, говорят эксперты.
"Ещё один тренд — интерес к формату загородных апартаментов, который, в случае хорошей транспортной доступности и интересной локации, насыщенной инфраструктуры, может быть прекрасной альтернативой загородному проживанию, — говорит Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости и девелопмента земли Nikoliers. — Загородные апартаменты одинаково интересны как инвесторам, так и конечным пользователям. За последний год в продаже появились несколько интересных комплексов загородных апартаментов, которые покупатели приобретают в том числе для последующей сдачи в аренду. Сегодня инвестиции в загородные апартаменты — это финансово интересная схема, которой инвесторы пользуются в том числе для диверсификации своих вложений".
И если в прошлом году много говорилось о намечающейся тенденции на деурбанизацию, то сегодня, видимо, бум на круглогодичное проживание за городом — лишь отголосок вчерашнего дня. "Сейчас выезд в европейские страны затруднён, а поскольку Петербург всегда воспринимался как наиболее европейский город России, то мы наблюдаем на локальном рынке повышенный интерес со стороны региональных покупателей к приобретению загородной недвижимости для временного проживания", — рассказывает Татьяна Любимова, директор департамента элитной жилой недвижимости Knight Frank St Petersburg.
Также эксперт отмечает, что ввиду изменяющейся экономической ситуации спрос на загородные дома по сравнению с прошлым годом снизился, но фактор сезонности подогрел интерес покупателей к рынку. "Наибольшую активность проявляют те, кто пытается купить загородную недвижимость по заниженным ценам, надеясь, что люди в период неопределённости начнут избавляться от своих активов, — описывает ситуацию Татьяна Любимова. — И это вполне обоснованно — если в начале года в категории от 100 млн рублей на вторичном рынке предлагалось 155 объектов, в конце мая их было уже более 200".
Аналитические агентства ещё весной отметили, что количество "охотников" за квадратными метрами, желающих купить, но сэкономить, существенно прибавилось. "Любая экономическая неопределённость на рынке порождает здоровый прагматизм, и мы видим, что покупатель загородной недвижимости стал более рационально подходить к выбору здания и площади придомовой территории, — уточняет Елизавета Конвей. — В целом, наиболее популярный запрос — дом площадью 250 м2 и 15–20 соток. При этом, дом должен быть оснащён хорошим функционалом — несколькими спальнями, которые могут разместить всех членов семьи".
Да и в целом требования к комфорту жизни за городом повышаются, говорят участники рынка. Так, в рамках круглого стола "ДП", спикеры обозначили, пожалуй, главный тренд: люди хотят получить развитую полноценную инфраструктуру. Так, например, в коттеджных посёлках появляются не только магазины, но кроме того рестораны, детские сады, школы и т.д.
Как в городе
Что ещё россияне считают важным для комфорта проживания в частном доме, ещё в 2020 году взялись выяснить ВЦИОМ и ДОМ.РФ. Именно тогда была отмечена первая волна ажиотажного спроса на загородную недвижимость и тогда же стали меняться предпочтения. Исследование преследовало цель понять, какие характеристики жилья важны для потребителя. Ожидаемо, что на первом месте оказался ответ "близость дома к инфраструктурным объектам", вторая позиция у "собственной территории", а замыкает топ-3 — "доступ к высокоскоростному интернету". И последний пункт вполне объясним: хороший сигнал нужен и для работы, и для личного общения. Люди привыкли быть на связи.
И, судя по данным игроков телеком-рынка, сложившегося тренда на деурбанизацию они тоже не наблюдают. А вот "сезонный спрос" есть. "За последние 3 года трафик летом на "загородных" направлениях значительно вырос. К тому же пандемия и удалённый режим работы, который ввели многие предприятия Петербурга, послужили дополнительным триггером миграции людей в область", — комментирует технический руководитель по Санкт-Петербургу и Ленобласти МегаФона Максим Загинай.
Примечательно, что и в данной сфере частный сектор уже далёк от образа "покосившегося домика в чистом поле", где связь появляется от случая к случаю. Напротив, Ленинградская область по уровню модернизации сетей и их качеству, а также интернет-скоростям довольно быстро догоняет Петербург. Реализацию соответствующей программы, например, продолжает МегаФон. Теперь почти во всех районах области работают базовые станции, обеспечивающие дальнобойный сигнал LTE 900. Всего программой было охвачено 3 тыс. населённых пунктов. Как говорят в МегаФоне, теперь почти в любом уголке Ленобласти человек будет на связи.
Решение было весьма своевременным, ведь помимо прочего стандарт LTE 900 характеризуется высокими показателями проникающей способности, ёмкости. Помимо того, что растёт количество проживающих (не только временно, но и на постоянной основе, по данным Росстата), а летом происходит наплыв отдыхающих в области — дома становятся более современными и "умными". Особенно это касается коттеджных посёлков в высоком ценовом сегменте. Там системы умного дома разворачиваются на полную мощь. Больше гаджетов, больше абонентов — качеству связи грозила деградация. Но превентивные меры позволили этого избежать.
В МегаФон добавили, что продолжат наращивать инфраструктуру: за счёт площадок и транспортной сети. Получается, что тренд на комфорт формировался параллельно с готовящимися решениями для создания всех условий для жизни "без забот" в собственном доме. Тем более, по данным аналитиков, на многих купленных в этом году участках собственники планируют возводить здания не раньше, чем через три года. А там уже — и новое качество жизни, и развёрнутые другие современные сети.