COVID–19 провоцирует развитие инсульта. Чтобы избежать тяжёлых последствий, нужно реагировать при первых же симптомах.
В современной России среди причин смертности на втором месте после инфаркта миокарда стоит инсульт головного мозга. Ежегодно инсульт переносят 450 тыс. человек. Показатели смертности населения от данного заболевания в России в 4 раза выше, чем в США, Канаде и ЕС.
Вирусные тромбы
Как рассказал Георгий Лапис, врач–невролог Первой семейной клиники, предоставившей "ДП" эту печальную статистику, самым главным фактором риска является повышенное артериальное давление. При этом совершенно неважно, повышено оно постоянно или возрастает скачком. Кроме того, приблизить инсульт могут: устойчивое курение более 20 сигарет в сутки; сахарный диабет на фоне несоблюдения диеты и при хаотичном приёме лекарств; мерцательная аритмия и ишемическая болезнь сердца; высокий холестерин и варикоз вен нижних конечностей с повторными тромбофлебитами. Кроме того, в большей опасности находятся люди, у ближайших родственников которых было нарушение мозгового кровообращения.
Множество системных поражений организму может нанести и COVID–19, поскольку эта инфекция затрагивает сердце и сосуды. "Коронавирусная инфекция провоцирует активацию свёртывающей системы крови, которая может проявляться тромбозами различной выраженности и локализации с развитием ишемических инсультов", — объясняет Ольга Потасеева, врач–невролог многопрофильной клиники "Источник".
"По первым месяцам 2022 года мы видим увеличение смертности больных, основными причинами которой были сосудистые нарушения, тромбозы, инсульт и всё, что связано с болезнями кровообращения", — добавляет Евгений Шляхто, генеральный директор ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени В. А. Алмазова".
Безалаберные мужчины
Традиционно считается, что шансы развития инсульта в первую очередь зависят от возраста. У лиц старше 60 лет он встречается в 17 раз чаще, чем у молодёжи. Но имеется и зависимость от пола. "У женщин инсульты развиваются в более старшем возрасте, на 10–20 лет позднее, чем у мужчин", — поясняет Ольга Потасеева.
И дело тут вовсе не в генетике. По мнению Георгия Лаписа, мужчины и женщины в равной степени подвержены возникновению болезни. "Но женщины в большинстве своём чаще заботятся о здоровье, посещают докторов и принимают лекарства. Мужчины же безалаберны и лелеют надежду, что “со мной этого не случится”", — считает медик.
По данным "Инвитро", заболеваемость инсультом у мужчин примерно на 30% выше, чем у женщин.
"На момент первого инсульта мужчины в целом были моложе женщин. Как правило, женщины имеют меньший риск развития инсульта, но выраженность различия снижается после менопаузы. У женщин молодого возраста самый высокий риск инсульта при курении и приёме оральных контрацептивов", — комментирует Галина Смирнова, врач–невролог "Инвитро".
Терапевтическое окно
При лечении инсульта большое значение имеет фактор времени. По словам Ольги Потасеевой, звонить в службу скорой помощи нужно сразу после появления таких симптомов, как слабость, онемение в руке или ноге, резкое нарушение речи или её понимания, потеря равновесия, нарушение координации, головокружение, потеря сознания, острая головная боль без какой–либо видимой причины, а также внезапное онемение губы или половины лица, часто с перекосом лица.
По словам Галины Смирновой, существуют три основных приёма распознавания симптомов инсульта, использовать которые может каждый: "Во–первых, попросите человека улыбнуться. При инсульте улыбка получается кривой, поскольку мышцы одной стороны лица слушаются гораздо хуже. Во–вторых, попросите ответить на простой вопрос, например: “Как тебя зовут?” Обычно в момент мозговой катастрофы человек не может связно выговорить даже своё имя. Наконец, в–третьих, предложите ему поднять обе руки одновременно. Как правило, руки не могут подняться на один уровень, поскольку одна сторона тела слушается хуже".
Ольга Потасеева подчёркивает, что, даже если эти симптомы были временными и уже миновали, нужно немедленно вызывать скорую помощь.
"Дело в том, что в течение терапевтического окна (первые 3–6 часов после ишемического инсульта) возможно предупредить необратимые последствия и гибель нейронов. Чем меньше прошло времени с момента появления первых предвестников инсульта, тем выше шансы возобновить нормальную жизнедеятельность больного", — говорит она.
Александр Щелухин, невролог Европейского медицинского центра, добавляет, что существует понятие транзиторной ишемической атаки или преходящего нарушения мозгового кровообращения.
"Если за время, пока сосуд был перекрыт тромбом, нейроны не успели погибнуть, то их функция восстанавливается в течение минут или часов. Если же время остановки кровотока превысит определённый порог, то нейроны погибнут и разовьётся инсульт. Если, к примеру, тромб перекрыл сосуд, питающий область мозга с определённой функцией, но затем быстро спонтанно растворился, то у человека возникнет дисфункция, которая восстановится в пределах 24 часов. Однако последующая закупорка сосуда тромбом из того же источника может быть более тяжёлой и приведёт к инсульту. Поэтому факт транзиторной ишемической атаки требует экстренной госпитализации в больницу и проведения полного обследования. По сути, именно транзиторная ишемическая атака является самым ярким предвестником инсульта", — рассказывает Александр Щелухин.
По словам Галины Смирновой, уменьшить риск инсульта до нуля невозможно. "Но мы можем уменьшить факторы риска. Контролируйте своё артериальное давление, следите за уровнем холестерина и глюкозы в крови, откажитесь от вредных привычек, правильно питайтесь, контролируйте уровень стресса, занимайтесь спортом", — рекомендует эксперт.
Тем, кто попадает в группу риска, следует ежегодно проходить минимальное обследование: консультацию терапевта, клинический и биохимический анализ крови, электрокардиограмму, ультразвуковое исследование брахиоцефальных артерий.