По данным консалтинговой компании Nikoliers, за первые шесть месяцев 2022 года доля свободных помещений на ключевых торговых коридорах Петербурга достигла минимального значения с начала пандемии.
На сегодняшний день уровень вакантности снизился до 9,4%, показав падение на 0,2 п.п с начала года. При этом наибольшая активность арендаторов наблюдалась на Невском проспекте: за последние полгода количество свободных помещений в этой локации сократилось до 11,4% (–2,1 п.п).
“
"Невский проспект — единственная магистраль, где число открытий существенно превзошло количество закрытий в первой половине года (33 против 23). На Большом проспекте П.С. доля свободных помещений не изменилась, оставшись на уровне 6,5%. Увеличение показателя произошло на Старо-Невском проспекте до 13,1%, улицах Б. Конюшенная (до 11%) и Рубинштейна (до 3,6%)", — сообщили в пресс-службе Nikoliers.
Всего за первые полгода на пяти центральных торговых улицах города открылись более 70 проектов, хотя за аналогичный период прошлого года там появилось около 100 новых арендаторов. Наиболее существенное снижение наблюдалось на Старо-Невском проспекте и Большом проспекте П.С. (на 13 помещений меньше на каждой из магистралей).
Чаще всего за последние полгода закрывались кафе и рестораны (41%), магазины одежды и обуви (19%). Заметно сократили своё присутствие в центре Северной столицы и представители банковского сектора: на фоне оптимизации свою работу прекратили пять отделений банков, что составило 8% от общего числа закрытий.
“
"По числу открытий традиционно наиболее активны были представители сферы общественного питания — на ключевых торговых коридорах за шесть месяцев появилось более 30 новых заведений этого сегмента. <...> Также летом ожидается открытие итальянского ресторана Grazie, Ragazzi! на улице Рубинштейна, а среди сетевых игроков, расширивших присутствие в центре города — "Шоколадница", "Чайникофф" и Carls Jr, BlackWood". В сегменте одежды и обуви продолжают развиваться российские дизайнеры. Так, на Большом проспекте П.С. за первое полугодие появилось пять новых магазинов — это бренды Nude Story, Kasumov Handmade, Design Dealer, Dreamwhite и UNIQUE FABRIC", — отмечают аналитики.
Также в Nikoliers упомянули, что временно закрытыми в конце июня остаются 17 помещений, из которых 10 занимают представители fashion-сегмента. При этом окончательный уход с российского рынка среди компаний, арендующих помещения в центре Петербурга, анонсировала только сеть Starbucks. Остальные игроки продолжают сохранять за собой помещения и штат персонала.
Перед началом туристического сезона заметно увеличилось и количество сувенирных лавок, которые массово сокращали своё присутствие во время пандемии. И если в первом полугодии 2021 года в центре Петербурга открылось только два сувенирных магазина, то с начала 2022 года — четыре. Сейчас на ключевых торговых коридорах работают 17 точек продаж для туристов, желающих приобрести памятные вещи.
Заместитель директора департамента торговой недвижимости Nikoliers Юоия Кузнецова отмечает, что Петербург по-прежнему остаётся одним из главных мест отдыха у российских туристов, что повышает привлекательность центральных улиц для арендаторов из самых разных сегментов бизнеса.
“
"Многие бренды продолжают развиваться: сейчас у арендаторов есть выбор помещений с точки зрения локации, бюджета и качества для открытия новых точек в центре города. Если иностранные компании примут решение уйти или сократить присутствие на российском рынке, освободившиеся помещения в топовых локациях будут особенно интересны новым арендаторам", — считает Юлия Кузнецова.
При этом запрашиваемые ставки аренды показали разные тренды в зависимости от изменения структуры экспозиции. Так, почти на всех торговых коридорах минимальные границы ставок упали на 10–30%, а максимальные увеличились на 30–40%. Специалисты Nikoliers обращают внимание, что это говорит о росте предложения качественных и ликвидных лотов в экспозиции.