Российские авиакомпании в I квартале 2022 года показали худшие показатели прибыли за 8 лет. Сильнее всего от кризиса страдают грузовые перевозки.
За период с января по май 2022 года объём перевозок грузов и почты российскими авиалиниями упал на 45,2% и составил 308,4 тыс. тонн — такие данные приводит Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) в отчёте о деятельности по итогам 2021 года, опубликованном 24 июня. Пассажиропоток же сократился на 4,2% — почти с 33 млн до 31,6 млн человек.
Как подсчитали специалисты, убыток всех российских авиакомпаний за I квартал текущего года составляет 61,1 млрд рублей (на грузовых перевозчиков из этой суммы приходится 8,6 млрд рублей), что является наихудшим показателем индустрии за последние 8 лет. Для сравнения: за аналогичный период 2021 года убытки составили 33,3 млрд рублей, а в январе–марте пандемийного 2020 года — 55,5 млрд.
Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Фёдор Борисов говорит, что для отрасли ситуация, сложившаяся в условиях санкций, в общем тяжелее той, которая была в пандемию, но главные проблемы здесь другие и более долгосрочные.
"У авиакомпаний существенно сократились два вида издержек. Во–первых, на топливо, потому что они компенсируются из бюджета за счёт демпферного механизма. Во–вторых, исчезли платежи за аренду. Долги копятся, и “живые” деньги остаются у перевозчика — но это скорее временная ситуация. При этом сильно растут расходы на поддержание лётной годности воздушных судов, так как необходимо изыскивать альтернативные каналы поставок запчастей. Даже если они станут находиться, то стоить детали будут существенно дороже", — говорит Фёдор Борисов.
Читайте также:
Туризм
Авиация выздоровела от ковида
Как отмечают эксперты АЭВТ, критически пострадали именно грузовые авиаперевозки. Они почти полностью остановлены в первую очередь из–за закрытия международных направлений, которые давали 80% объёмов. Часть грузовых авиакомпаний вынужденно приостанавливают деятельность. В докладе президента АРВЭ Владимира Тасуна сказано, что как минимум до окончания действия санкций восстановление данного сегмента "мало ожидаемо".
Примерно половину всего грузового авиарынка, по данным Росавиации за 2021 год, занимала ГК "Волга–Днепр", в которую входят одноимённый перевозчик вместе с компаниями AirBridgeCargo и "Атран". И если флот самого "Волга–Днепра" состоит из отечественных лайнеров, то у его "дочек" в эксплуатации находятся грузовые модели Boeing–747 и 737 и после введения санкций им пришлось фактически прекратить полёты.
"Проблема даже не в том, что самолёты не пускают куда–то, с машинами российского производства, казалось бы, не должно быть проблем. Но эти грузы надо ещё где–то получить, а в условиях санкций нарушилась вся логистика", — поясняет один из собеседников "ДП" на авиарынке. При этом все эксперты говорят, что даже частичная переориентация на полёты по России не сможет заместить авиакомпаниям потерянные объёмы.
"Кризис воздушных грузоперевозок будет носить достаточно затяжной характер, перестроение цепочек займёт много времени. И не факт, что их удастся компенсировать в обозримой перспективе, если так или иначе не восстановятся традиционные грузопотоки", — считает Фёдор Борисов.