Президент России Владимир Путин подписал закон о легализации параллельного импорта товаров в Россию на 2022 год.
Документ освобождает бизнес от уголовной и административной ответственности за импорт товаров без разрешения правообладателя.
Закон также наделяет правительство правом определять товары, к которым могут не применяться отдельные положения о защите исключительных прав. Это результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы, следует из документа.
Параллельный импорт — ввоз товаров в страну без согласия производителя или правообладателя. То есть ретейл приобретает товар не через российского дистрибьютора известного бренда, а у небольших и средних иностранных компаний, закупившихся у производителя. Поставки могут идти как из страны производителя, так и через третьи государства.
В начале мая Минпромторг РФ опубликовал перечень из более 50 категорий товаров, которые будут доступны для параллельного импорта. Крупнейшие российские маркетплейсы (Wildberries, Ozon и "Яндекс.Маркет") ещё весной заявили о готовности работать с товарами, ввезёнными по такой схеме.
На прошлой неделе Госдума приняла, а Совет Федерации одобрил закон о легализации параллельного импорта. "ДП" разбирался, в каких отраслях он окажется наиболее востребован и не приведёт ли к росту контрафакта.
По подсчётам аналитиков, с конца февраля на российском рынке прекратили, приостановили или сократили операционную деятельность более 1 тыс. западных компаний. "Остающимся" нужно определять пути адаптации. Оптимальных сценариев нет — всё зависит от конкретного вида бизнеса и целей собственника, говорят опрошенные "ДП" эксперты. Однако всё чаще в новостях о зарубежных компаниях звучат слова с приставкой "ре": ребрендинг, реорганизация, реструктуризация.