С 1 июля в Санкт–Петербурге проиндексирована стоимость жилищно–коммунальных услуг. По решению городского комитета по тарифам, суммы в квитанциях граждан вырастут в среднем на 3,4%. Тонкость в том, что данное решение приняли в конце 2021 года с учётом годовой инфляции в России 8,39%, но потом этот показатель резко улетел вверх. По данным Минэкономразвития, на неделе с 18 по 24 июня 2022 года в годовом выражении рост цен составил 16,22% после апрельского пика 17,83%.
Бизнес оплатит свет
Сильнее всего в Петербурге подорожает электричество — в среднем на 5%. Стоимость 1 кВт•ч для домохозяйств с электроплитами вырастет на 19 копеек — с 3,73 до 3,92 рубля, а для квартир с газом на кухне на 25 копеек — с 4,98 до 5,23 рубля.
Льготные тарифы на электричество население получает за счёт перекрёстного субсидирования. Бизнес (юридические лица) оплачивает энергию по повышенным ставкам, обеспечивая низкие цены для граждан. Как отмечает управляющий партнёр Агентства энергетического анализа Алексей Преснов, хоть тарифы связаны с инфляцией нелинейно, сегодняшняя ситуация всё равно повлечёт невыгодное для предпринимателей перераспределение средств.
"В абсолютных цифрах любое повышение цен и тарифов ведёт к росту объёмов субсидирования при прочих равных. Сейчас, я думаю, эти объёмы будут увеличиваться и в относительных значениях, потому что при общем снижении доходов и стремительно нарастающих проблемах в экономике власти постараются сделать всё, чтобы сохранить социальное и политическое спокойствие. Страдать будут бизнесы, крупные госкомпании, бюджет и так далее — то есть те, кем можно управлять", — предполагает Алексей Преснов.
Негативные аспекты сложившейся системы осознают и власти. "Сокращение перекрёстного субсидирования является задачей, которая ставится на федеральном уровне для того, чтобы облегчить платёжеспособность промышленных предприятий и бюджетных учреждений. Решать проблему нужно поэтапно, учитывая социально–экономическую ситуацию и доходы граждан", — рассказывают в пресс–службе комитета по тарифам Санкт–Петербурга.
Вице–президент Национального жилищного конгресса, председатель совета директоров компании "Инноватика" Александр Гурылёв считает, что пересмотр существующих механизмов дотирования назрел не только с учётом текущих реалий, а в принципе.
"Оно должно быть целевым, направленным на конкретные слои населения, которые государство пытается защитить, а не распространяться на отрасль в целом, как в случае с перекрёстным субсидированием", — утверждает эксперт. Кроме того, по его мнению, если граждане будут осознавать реальный объём стоимости услуг и выделяемых компенсаций, это может подтолкнуть их к более ответственному потреблению.
Обещания споткнутся о реальность
Стоимость отопления с 1 июля вырастет на 3,6% — с 1880,11 до 1947,79 рубля за Гкал, бытового газа на 3,3% — с 6763,63 до 6985,08 рубля за 1 тыс. м3. Меньше всего прибавят в цене ХВС и водоотведение — эти услуги подорожают на 1,7%, с 33,12 до 33,68 рубля за 1 м3. Плата за обращение с ТКО вырастет с 6,4 до 8,32 рубля на 1 м2 площади квартиры.
Как поясняют в комитете по тарифам, ставки для ресурсоснабжающих организаций устанавливаются на экономически обоснованном уровне, поэтому не стоит считать, что РСО недополучают плату за поставленные услуги. Сдерживать же темп роста тарифов позволяет исключение неэффективных затрат из заявленных предприятиями расходов.
Региональные производители энергии не слишком охотно комментируют влияние инфляции на их деятельность, однако настаивают на сохранении планов по вложениям в инфраструктуру.
"Реализация инвестпрограммы идёт по утверждённому графику. Финансирование приоритетных проектов скорректировано на актуальную стоимость материалов и услуг и запланировано в текущем бюджете компании в полном объёме", — говорят, например, в пресс–службе ТГК–1. В аналогичном ключе высказывается и электросетевой кластер. В "Россети Ленэнерго" утверждают, что планируют выполнить все намеченные показатели инвестпрограммы.
Алексей Преснов скептически относится к таким заявлениям. "Думаю, ничего они не выполнят, но есть масса способов не показывать этого по крайней мере некоторое время. Корректировать объёмы, сроки и так далее. Но в целом сети будут резко сокращать инвестиции. Не только потому, что всё подорожало. Потребителей становится всё меньше, и они оказываются беднее — спрос падает", — считает аналитик.
Схожее мнение высказывает и Александр Гурылёв. "Возросшая инфляция в первую очередь скажется на инвестиционных вложениях. Фактическая реализация программ будет отложена на неопределённые сроки из–за отсутствия возможности прогнозировать возврат средств", — замечает эксперт.