Последние 4 месяца в России только и разговоров, что о санкциях. Те, кто под них уже попал, сокрушаются об утраченном уровне жизни и спешно покидают советы директоров, чтобы не потянуть за собой в пропасть компании с миллиардными оборотами. Те, кому эта перспектива только мерещится, принимают все возможные меры предосторожности. В том числе давят на СМИ, требуя снять с публикации материалы, указывающие на их связь с "токсичными" активами. Иногда эти требования доходят до абсурда — "зачистить" пытаются публикации, вышедшие несколько лет назад. А на недавнем ПМЭФ снизить санкционные риски пытались при помощи стратегического переворачивания бейджиков и, по слухам, чуть ли не париков и фальшивых усов.
Речь во всех этих примерах, идёт, конечно, о представителях крупного бизнеса. Денег там больше, есть что терять, а значит, и следить за ними интереснее. Социологи фонда "Общественное мнение" решили узнать, как чувствуют себя среди этого всего труженики малого бизнеса. Те, кто недостаточно известен и влиятелен, чтобы удостоиться персонального внимания со стороны составителей санкционных списков, но при этом зачастую имеет к живой экономике страны гораздо большее отношение, чем некоторые публичные персоны, именующие себя предпринимателями.
Выводы неутешительны. 80% опрошенных бизнесменов подтвердили, что санкции уже непосредственно ударили по их делу (рост цен, проблемы с поставками, снижение спроса, удорожание кредитов, потеря зарубежных партнёров и т. д.). Из 20% счастливчиков, которых маховик ещё не задел, больше половины уверены, что это вот–вот случится. Но есть и оптимисты, которые ждут от санкций пользы. Может, они и правы. Вопрос только в том, кто успеет ею воспользоваться.