Туриндустрия оказалась в шатком положении из-за оттока иностранцев. Смольный рассчитывает привлечь туристов из "дружественных стран", но отельеры заявляют о нулевой заполняемости гостиниц среди иностранцев. И только турфирмы выигрывают благодаря буму внутреннего туризма. Как власти и бизнес пытаются построить "дружественный" и внутренний туризм в Северной столице — в материале "ДП".
Ассоциация туроператоров (АТОР) сообщила о том, что летом 2022 года поток классических экскурсионных туристов в России сократится на 95% в сравнении с допандемийными показателями. Согласно прогнозам Ростуризма, показатель экспорта туристических услуг сократится в 5 раз с $11 до $2 млрд.
Для Петербурга это плохие новости. В 2021 году туристическая индустрия принесла в экономику города 233,9 млрд рублей, сообщали в Смольном. Из-за кризисной ситуации Северная столица недополучит значительную часть доходов.
Курс на Восток
Губернатор Петербурга Александр Беглов заявил, что ожидает в городе более 7 млн туристов при условии привлечения гостей из "дружественных стран". Это больше, чем Петербург посетило в 2021 году — 6 млн россиян и 250 тыс. иностранцев.
Несмотря на то, что турпоток за первые пять с половиной месяцев в Петербурге увеличился на 32,7%, город посетили всего 3% иностранцев от общего числа туристов. В 2019 году они составляли почти половину.
Комитет по развитию туризма Петербурга рассматривает несколько вариантов развития рынка путешествий. При базовом сценарии (5 млн туристов за год) город сможет сохранить свою позицию одного из важнейших туристических направлений. В таком случае динамика восстановления отрасли будет постепенной.
Однако приоритетной задачей стало достижение как минимум 7 млн туристов за год. Для этого комитет разработал меры по привлечению туристов из стран ближнего и дальнего зарубежья.
В Смольном рассчитывают выйти на новые рынки и провести ряд информационных и маркетинговых компаний, чтобы сформировать спрос на поездки в Петербург. Уже состоялась презентация возможностей Северной столицы на международном форуме в Ташкенте "Новый этап сотрудничества стран ШОС: туризм и культурное наследие", который состоялся в мае этого года.
Согласно заявлению комитета, Россия укрепляет сотрудничество в сфере туризма со странами СНГ, большого Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки. Именно на туристов из этих стран стоит рассчитывать.
Петербург также примет участие в программе двух столиц "Два города — миллион впечатлений". В рамках этого проекта планируется создать ворк-шопы для работы со странами арабского мира и Индией.
В гостиницах пусто
Пока что в Петербурге практически нет иностранных туристов. По словам владельца и генерального менеджера гостиницы "Гельвеция" Юниса Теймурханлы, бронирований иностранцев даже из "дружественных стран" нет, а в городе остаются в основном специалисты, работающие в России.
"Специальная военная операция в данный момент препятствует приезду туристов из дружественных стран", — заявил бизнесмен.
И всё же Петербург быстро восстанавливает туристические потоки после пандемии, в первую очередь за счёт бума внутреннего туризма. Он стал опорой, которая удерживает туристический бизнес от падения в бездну. Почётный президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько заявил, что за два года без иностранцев Петербург смог осуществить "импортозамещение" туристов.
“
"Санкт-Петербург в течение фактически двух лет смог конвертировать в значительной степени загрузку гостиниц на базе развития внутреннего туризма", — говорит Шпилько.
По мнению Теймурханлы, российские туристы не смогут восполнить иностранный сегмент, что подтверждает падение загрузки гостиницы на 20–30%. Это влечёт за собой падение средней цены, что осложняет работу бизнеса.
Значительные потери несёт сегмент пятизвёздочных отелей. Около 70% их клиентов составляли иностранцы, в отличие от дешёвых гостиниц, где отечественных туристов традиционно больше, примерно 80%. К тому же пятизвёздочные гостиницы имели большую выручку с конгрессно-выставочных мероприятий, которых сейчас стало значительно меньше, рассказал вице-президент Российской Гостиничной Ассоциации Алексей Мусакин.
Иностранный турист представляет на рынке большую ценность, потому что у него высокая покупательская способность. В 2019 году Петербург посетило 10 млн туристов, где 50% составляли иностранцы. При этом выручка от иностранцев составила 60–65% от общего числа денежных поступлений.
“
"Учитывая то, что у нас осталось 2 месяца активных продаж, а потом будет спад, к концу года мы выйдем на 5–6 млн российских туристов, против 5 млн, которые были в 19-м. Нам не хватит ещё половины денег", — сказал Алексей Мусакин.
Отечественные туристы слегка смягчили удар по гостиничному бизнесу, но падение выручки вдвое — неутешительный показатель. Владельцам отелей остаётся только сокращать расходы и надеяться на российских туристов.
У туроператоров густо
Пока гостиничный бизнес считает убытки, туроператоры переживают лучшие времена за последние 2 года. Все, кто мог, перестроили работу под нужды внутреннего туризма и готовятся зарабатывать на "горячем сезоне".
"Мы специализировались в основном на выездном туризме. Внутренний туризм от общих продаж занимал около 5%. На сегодняшний момент от общих продаж туры по России составляют 85%", — уточнила руководитель отдела продаж БОН Тур Моника Беляцкая.
Уровень продаж вырос в 2 раза по сравнению с 2021 годом. Потому сезон стал расцветом внутреннего туризма. "Мы уже в мае дошли до прироста 80% от прошлого года. Этот прирост сохраняется, турпотоки очень сильны. Мы ощущаем себя в максимальном, в очень горячем сезоне", — поделился генеральный директор СканТур Роман Цветков.
В целом ослабление коронавирусных ограничений, наступление лета и программа туристического кешбэка благотворно повлияли на развитие внутреннего туризма и на бизнес туроператоров, ранее писал "ДП". Между тем, туристическая индустрия оказалась в неоднозначном положении. Владельцы дорогих отелей столкнулись с колоссальными убытками из-за оттока иностранцев, но при этом турфирмы говорят о расцвете за счёт роста внутреннего туризма.
Очевидно, что спасать нужно ту часть индустрии, которая завязана на обслуживании иностранцев. Смольный разработал план маркетинговых и информационных компаний по популяризации Петербурга как главного туристического направления среди "дружественных стран". И всё же пока иностранцы к нам не едут, поэтому ожидаемый бум внутреннего туризма грозит оборваться с финалом "высокого сезона".