Петербургские ветеринары пожаловались на нехватку лекарственных препаратов, используемых для лечения животных. После введения экономических санкций против РФ, наиболее острой проблемой для частных клиник стали сократившиеся поставки средств для анестезии.
В беседе с "РБК-Петербург" участники рынка рассказали, что из продажи уже исчезли французский "Золетил" и американский "Телазол", у которых нет российских аналогов. Так, ветеринарной клинике имени Айвена Филлмора, где в том числе реализуют государственные программы помощи бездомным животным, количество плановых операций из-за нехватки медикаментов готовились сокращать ещё в мае. К концу июня поставщикам удалось решить проблемы с логистикой, однако объёмы поставок оказались несопоставимы с теми, что были раньше, а цены ощутимо выросли.
Некоторые начали использовать для анестезии кетамин. Одними из тех, кто решился на такой шаг, стала круглосуточная ветклиника неврологии, травматологии и интенсивной терапии доктора Сотникова. Ветеринары отмечают, что этот препарат отличается доступностью и не требует особых условий хранения, однако для его использования необходимо иметь лицензию на хранение и применение наркотических средств и психотропных веществ.
“
"По законодательству мы не имеем права использовать "человеческий" кетамин для животных, хотя фактически это тот же самый препарат, что и для ветеринарного назначения, просто в другой дозировке и концентрации. Но так как этот препарат медицинский, ветеринарам отпускают его очень мало и на жёстких условиях", — обратила внимание главный врач ветклиники Филлмора Татьяна Микитюк.
Представители ветеринарного сообщества упомянули, что отсутствие вышеуказанной лицензии уже привело к закрытию нескольких небольших ветклиник. Владелец сети ветеринарных центров Алексей Базылевский объяснил, что многие организации не могут получить документ из-за несоответствий объёмов помещений и количества персонала, а сама процедура "занимает очень много времени из-за бюрократии". Часть ветклиник временно отказалась от наркотических средств, пытаясь сэкономить за счёт местного обезболивания.
“
"Если раньше делали общее обезболивание, то сейчас локальное. Если надо провести операцию на лапке, то "отключаем" только её. Таким образом, мы используем наркотические средства минимально и рассчитываем, что нам их хватит на полгода", — объяснил Базылевский.
Хуже всего в сложившейся ситуации приходится бездомным пациентам ветклиник. В приюте для собак и кошек "Вера.Надежда.Любовь" рассказали, что уже столкнулись с ограничениями и отказами в бесплатной кастрации: если раньше ветеринары стерилизовали за сутки по 30–40 животных, то сейчас речь идёт примерно о четырёх собаках за сутки. С котами дела обстоят чуть лучше, поскольку на них уходит меньше наркоза.
Также в частных клиниках не хватает более востребованных импортных вакцин и гормональных препаратов, из-за чего владельцам животных зачастую приходится приходится вставать в очередь за медицинскими рецептурными препаратами в обычные аптеки.
“
"Мы вынуждены использовать медицинские препараты: антибиотики, глюкокортикостероиды, некоторые нестероидные противовоспалительные препараты. Фактически мы делаем это полулегально. Мы выписываем не рецепты, а назначения, а фармацевт в аптеке решает, выдавать или нет", — рассказал Владимир Сотников.
На фоне нестабильности на рынке ветпрепаратов выросли и цены на услуги ветеринарных клиник: по словам экспертов, с начала года их стоимость увеличилась на 30–40%. При этом в государственных ветклиниках повышение цен происходит только в исключительных случаях, "когда стоимость услуги не будет вписываться в себестоимость", утверждает начальник петербургского управления ветеринарии Петербурга Юрий Андреев.
Опрошенные "РБК-Петербург" эксперты полагают, что закон об упрощении государственной регистрации лекарственных препаратов для ветеринарного применения, действующий с 1 июля, поможет решить проблему с их нехваткой и частично снизит напряжение в отрасли. В частности, в список включили оригинальные лекарственные средства отечественного производства, которые заменят импортные аналоги. Временные послабления будут действовать до 1 марта следующего года.