На этой неделе курс рубля в очередной раз удивил даже видавших виды россиян. Его укреплению не смогли помешать ни снятие валютных ограничений, ни риск очередного дефолта. Власти не скрывают: слишком сильный рубль — это проблема для нынешней экономики, однако почти все возможности для снижения курса исчерпаны. "ДП" вместе с экспертами разбирался, чем грозит России переукрепление рубля и возможен ли снова "доллар по 30".
В начале недели доллар и евро несколько раз обновили минимумы, подбросив курс рубля к уровням семилетней давности. Во вторник, 28 июня, евро на Мосбирже рухнул до отметки 55 рублей впервые с мая 2015 года. Доллар торговался ниже 51 рубля впервые с мая 2015 года. На следующий день этот тренд продолжился и евро упал ниже 53 рублей.
Почему укрепляется рубль
Эксперты объясняют — главной причиной укрепления рубля остаётся падение спроса на валюту внутри страны.
"На Центробанк России наложены санкции, а это значит, что он лишился возможности покупать валюту. Даже если ЦБ купит доллары на российской бирже, он их никогда не получит и не сможет ими распоряжаться. Величина спроса, которую Россия предъявляла на доллары, евро, юани в размере сотен миллиардов долларов в год, резко снизилась", — рассказал "ДП" Юрий Ичкитидзе, руководитель департамента финансов НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.
С другой стороны, на рубль практически нет спроса извне. Уход с российского фондового рынка иностранных инвесторов привёл к тому, что курс рубля определяется фактически внутри страны, отметила декан факультета экономики Европейского университета (ЕУ) Юлия Вымятнина.
Сохраняется и перекос торгового баланса, когда экспорт, хоть и со сложностями, но продолжается и продолжает приносить большое количество валюты, а импорт практически прекратился.
"В результате в массовом масштабе доллары оказались в стране не нужны. Образовался избыток предложения валюты со стороны экспортёров. С макроэкономической точки зрения это называется дефляционный кризис. В краткосрочном периоде его преодолеть невозможно. Нужно время, чтобы всё стабилизировалось", — резюмирует Юрий Ичкитидзе.
Чем грозит переукрепление рубля
При текущем курсе рентабельность многих производств уже стала отрицательной, заявил на этой неделе глава Минэкономразвития Максим Решетников. По его оценке, если ситуация продлится ещё несколько месяцев, она приведёт к сворачиванию инвестиционных процессов и сокращению объёмов производства.
Слишком крепкий рубль означает проблемы для бюджета и для экспортёров, отмечает декан факультета экономики ЕУ Юлия Вымятнина.
"Если доллар стоит 55 рублей вместо 75, поступления в бюджет от налогов, связанных со стоимостью экспортной выручки, снижаются соответствующим образом. Экспортёры несут основную часть издержек в рублях, а доходы получают в иностранной валюте. При неожиданном резком укреплении рубля они получают снижение рублёвой прибыли и, потенциально, даже убытки", — объясняет экономист.
В нормальной ситуации экспортёры хеджируют свои риски на валютном рынке, однако сейчас этот рынок настолько изменился, что адекватным образом застраховать риски уже не получается, добавляет Юлия Вымятнина.
В то же время получить потенциальную выгоду от крепкого рубля — более дешёвый импорт — не удаётся из-за необходимости перестраивать и удлинять логистические цепочки, что автоматически означает рост издержек, и общей неопределённости.
Обменять доллары на тэнге
Министр финансов Антон Силуанов на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) признал, что все действенные меры ослабления рубля использованы. Из "тяжёлой артиллерии" остались только валютные интервенции — то есть обмен "излишков" нефтегазовых доходов на валюту "дружественных" стран.
Однако это решение не нравится Минэкономразвития, ведь деньги на покупку юаней и тэнге придётся перекидывать с других статей бюджета, и это тоже может негативно повлиять на экономику.
Позиция Центробанка не изменилась — курс рубля должен оставаться рыночным. Это позволяет экономике адаптироваться к быстро меняющимся условиям. Попытки искусственно закрепить курс на уровне 70–80 рублей за доллар приведут к резкой девальвации национальной валюты.
Возможности и варианты
У финансового блока действительно не так много возможностей для ослабления рубля, отмечает декан факультета экономики ЕУ Юлия Вымятнина. "Скорее есть варианты косвенных попыток повлиять на курс или идеи, реализация которых либо потребует времени, либо вообще неосуществима", — говорит эксперт.
К первой опции можно отнести попытку перенаправить часть валюты сразу обратно на внешний рынок. Отчасти это реализуется за счёт того, что экспортёрам разрешается не переводить в Россию средства, которые потребуются для оплаты по контрактам в иностранной валюте. Обсуждается в финансовых кругах и возможность выдавать "лишнюю" валюту в виде кредитов третьим странам по более привлекательным ставкам, чем предложат страны "первого мира".
"Вторая опция скорее умозрительная — можно разрешить экспортёрам переводить минимум валюты внутрь страны и отложить взимание с них налогов. Поскольку такие налоги составляют значительную часть федерального бюджета, на такое, конечно, правительство не пойдёт", — полагает экономист.
Что касается попыток воздействовать на курс через третьи валюты (например, через те же юани, создавая неправдоподобный курс для этой валютной пары и стимулируя таким образом участников рынка впрок покупать доллары, пока они выгодны относительно юаня), это слишком сложная схема, влияние которой очень косвенно и краткосрочно, уверена декан факультета экономики ЕУ.
Центробанк делает всё правильно, уверен Юрий Ичкитидзе: "Критической ситуации нет. Главное не принимать катастрофических решений, не запрещать оборот долларов. Иначе не понятно, как наша экономика будет существовать. Мы очень сильно зависим от зарубежной высокотехнологичной продукции, и свободный импорт нам необходим, пускай это будет даже параллельный импорт через Азию. Не должно быть отказа и от евро, и от юаня".
Риск девальвации
Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина предупредила о риске девальвации в случае попыток вернуть рубль к прежним значениям. С таким прогнозом согласны и опрошенные "ДП" эксперты.
"Если придумать работающий вдолгую механизм искусственного ослабления рубля, т.е. фактически начать контролировать номинальный обменный курс, рубль может начать дешеветь из-за того, что часть участников валютного рынка начнут ставить на дальнейшее ослабление рубля", — говорит Юлия Вымятнина.
По её словам, фактически это будет возврат к ситуации, когда банкам было выгоднее зарабатывать на изменении обменного курса, понимая политику ЦБ, чем выдавать кредиты и развивать нормальную банковскую деятельность.
Эту точку зрения разделяет и Юрий Ичкитидзе. По мнению экономиста, если все государственные власти будут утверждать, что нужен курс по 70–80 рублей за доллар, то это может вызвать спекулятивную атаку на национальную валюту. Он допустил, что выгоду от этой атаки могут получить те, кто её делает, например, какие-то банки. Однако в интересы ЦБ спекулятивные атаки на национальную валюту никогда не входили, подчёркивает руководитель департамента финансов НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.
"Искусственный подъём курса рубля до 70–80 рублей за доллар за счёт ускорения инфляционных процессов выгоден экспортёрам, которые будут продавать нефть по $100 при дешёвом курсе рубля. Но это убытки для всех остальных секторов. Это убытки банков, это прекращение ипотечного кредитования, это убытки строительной отрасли", — добавил Ичкитидзе.
Экономический диссонанс
Сейчас в России подходящая ситуация для институциональных реформ, полагает Юрий Ичкитидзе. Однако это непростой процесс, который может дать ощутимую отдачу через 15–20 лет.
"Мы находимся в той точке, с которой Южная Корея начинала свой путь инновационного развития. На данный момент у нас ничего не сделано для развития экономики. Всё, что делалось последние 10 лет, делалось нелогично", — убеждён экономист.
По его мнению, в госструктурах наблюдается диссонанс практик, инструментов, действий ветвей власти.
"Я не думаю, что это раскол. Есть разные блоки, и у них разные сферы ответственности. Центральный банк отвечает за денежно-кредитную политику, Минфин — за наполнение бюджета и расходование средств. А нужен третий блок, который должен отвечать за институциональные преобразования. Но пока мы все делим деньги, которые заработала наша "нефтянка". Это вся наша экономика", — подытожил Юрий Ичкитидзе.
Вернётся ли доллар по 30
На фоне неудержимого укрепления рубля россияне на бытовом уровне почти всерьёз начали обсуждать возможность возвращения к курсу по 30 рублей за доллар. Однако экономисты не разделяют этих ожиданий.
Юрию Ичкитидзе такая перспектива кажется маловероятной. "По моим оценкам, он может укрепиться максимум до 45 рублей за доллар. Сейчас курс уже близок к равновесному значению", — допускает экономист.
Юлия Вымятнина высказалась ещё более категорично: "Обсуждать, до каких значений может дойти курс рубля, — всё равно, что гадать на кофейной гуще. Прогноз обменного курса всегда был сложной историей, а в текущей ситуации с высокой неопределённостью он стал совсем невозможным".
***
Правительство вернётся к обсуждению курса рубля на следующей неделе. Перед выходными доллар вырос на торгах Мосбиржи выше 55 рублей — до максимума с 21 июня.