Уже полгода мусор в городе собирают по новым правилам. Какие вопросы удалось решить, а какие нет, "ДП" рассказал глава комитета по природопользованию Александр Герман.
— Кажется, что ситуация с вывозом мусора нормализовалась. Остаются ли ещё нерешённые вопросы?
— В целом ситуация стабилизировалась. Остались отдельные нюансы с договорной кампанией с юрлицами и с вывозом отходов с территорий ИЖС. Юрлица хотят платить по факту, а не по нормативу, и многие до сих пор не подписывают договоры, в которых прописана оплата по нормативу. Но надо понимать, что по 89–ФЗ регоператор вывозит мусор даже без заключённого договора, а затем выставляет счета на оплату по факту оказанной услуги. Поэтому затягивать с подписанием в надежде сэкономить на оплате нет никакого смысла.
В частном секторе ожидаемо продолжаются дискуссии вокруг того, где собирать мусор: от домовладений или централизованно, с площадки. Конечно, владельцы домов настаивают на первом варианте, но тарифом перевозчика это не предусмотрено. С другой стороны, объективно есть проблемы с нехваткой мест для площадок, особенно в Курортном районе. Например, в Песочном существовало 22 площадки, все они были уничтожены из–за большого количества накапливавшегося транзитного мусора. Постепенно стараемся всё это решать: организовываются новые площадки, с домовладениями по желанию заключаются дополнительные договоры на вывоз от дома.
— К перевозчикам остаются претензии?
— Основные претензии были к "Эко Лэнд", но, когда они приобрели новые машины, увеличили парк и наладили работу, вопросов не осталось. Некоторые перевозчики сменили субподрядчиков, работавших недобросовестно. Кстати, очень хорошо себя проявил наш завод "МПБО–2", он на субподряде работает на части Невского и Красногвардейского районов, им очень довольны ТСЖ.
— Теперь, когда ситуация нормализовалась, много говорят о выстраивании комплексной работы с отходами. Что сейчас приоритет номер один?
— Мы активно работаем по теме раздельного сбора. В городе уже идёт эксперимент по вариантам его организации на части площадок Калининского, Красногвардейского и Московского районов — это будет либо пофракционный сбор, либо дуальный. Решение по системе организации РСО будет принято в августе.
— Готовы ли власти и регоператор переходить на оплату по фактическому объёму, а не по нормативу?
— Действительно, раздельный сбор ведёт к оплате вывоза мусора по фактическому объёму, а не по нормативу, что для потребителя более выгодно.
— Обычно говорят, что этот вопрос не урегулирован на федеральном уровне...
— На самом деле оплата по фактическому объёму при внедрении системы раздельного сбора прописана в правилах оказания коммунальной услуги. Существует целая процедура, организовать которую — наша задача. Первым делом жильцы дома должны принять решение о переходе на раздельный сбор. Одна из основных проблем на этом этапе — наличие у дома собственной контейнерной площадки. Конечно, в Петербурге есть дома со своими площадками, но большинство площадок обслуживают несколько ТСЖ. Как вариант, можно объединять дома, прикреплённые к одной площадке, и разделять платёж между ними.
— Когда эти вопросы могут быть решены?
— Мы планируем сделать всё в этом году.
— Получается, что уже в ближайшее время объёмы переработки могут существенно вырасти, однако в агломерации лишь единицы предприятий работают в "белой" зоне. Как будет контролироваться этот процесс?
— Невский экологический оператор будет подписывать соглашения о работе с РСО только с организациями, у которых есть все лицензии, необходимое оборудование и т. п. Уверен, что мощностей компаний–лицензиатов хватит на собираемые в Петербурге объёмы.
— Значит, все раздельно собранные отходы будет получать НЭО?
— Наша правовая позиция состоит в том, что все раздельно собранные на площадках отходы — это те же ТКО, соответственно, это отходы регоператора.
— Что будет с теми, кто сейчас работает на этом рынке? Смогут ли они продолжить свою работу?
— Перед ними поставлена задача заключить соглашение с НЭО, показать свои лицензии, линии переработки. Но скажу как есть: перспективы у них туманные.
— Будет ли город инициировать просветительские программы на тему раздельного сбора?
— Экологическое просвещение всегда являлось одним из основных направлений деятельности комитета. Тематически ориентированная просветительская деятельность начнётся, когда будет принято решение о централизованном внедрении раздельного сбора.
Сейчас, когда отходы на площадках зачастую собираются в незаконно установленные сетки или перерабатываются на предприятиях без лицензии, мы агитацию проводить не можем.
— Недавно была утверждена новая территориальная схема обращения с отходами. Что из основного в ней надо было откорректировать?
— В ней не были учтены все места сбора мусора, были прописаны не те объёмы отходов. По итогам первых месяцев 2022 года можно сказать, что отходов по весу собирают меньше, чем ожидалось. По кубам всё сходится, по тоннажу получается меньше.
— Чем это объясняется?
— Раньше управляющие компании были заинтересованы в том, чтобы уплотнять, прессовать мусор, сейчас — нет. Также в терсхеме указали новые места переработки с учетом введённых недавно объектов.
— Плата за вывоз отходов вырастет уже в ближайшее время, как и ряд других платежей. С чем это связано?
Размещение до 90% ТКО на полигонах, как это происходит сейчас, — самый дешёвый способ обращения с отходами, но в то же время наиболее пагубный для окружающей среды. Внедрение технологий переработки отходов ведёт к повышению стоимости услуги для потребителя, но при этом способствует формированию современной, эффективной, а главное — экологически безопасной системы обращения с отходами, что является одной из главных целей проводимой реформы.
— Что кроме коммунальных отходов стоит на повестке комитета?
— Для нас сейчас одним из насущных вопросов является обновление природоохранного флота — в Петербурге более 1000 водных объектов и мы регулярно наращиваем объём водохозяйственных мероприятий, что обуславливает необходимость повышения материально–технической базы. В 2022 году планируется приобретение техники, так необходимой для проведения природоохранных мероприятий: экскаватора с длинной стрелой, транспортных средств для доставки бригад для уборки водных объектов, самосвалов для перевозки донных отложений.
Развиваем систему сбора опасных отходов — всё больше жителей Петербурга проявляют практический интерес к охране окружающей среды и действуют экологично. Сейчас система сбора опасных отходов от населения включает 480 экотерминалов, которые принимают батарейки и лампы, и четыре экопункта, куда можно сдать расширенный перечень отходов — от старой техники до автомобильных шин. Уже этим летом в шести районах города появятся новые экопункты.