Вступившие в силу ограничения ЕС ещё больше усложнят жизнь экспортёрам. Продолжает им мешать и крепкий рубль.
С воскресенья, 10 июля, вступили в силу новые запреты на ввоз российских товаров в ЕС, принятые в апреле в рамках пятого санкционного пакета Евросоюза. Под ограничения теперь попадают цемент, древесина, шины, а также икра и водка, экспортируемые или происходящие из России. Запрещены они как "товары, приносящие значительный доход экономике РФ".
Новые условия могут усугубить проблему с транзитом в Калининградскую область. В регионе и так наблюдается нехватка цемента из–за трудностей с поставками и повышенного спроса у потребителей, а вопросы с транспортными коридорами до сих пор не решены. Возможные уступки со стороны Литвы в любом случае не обещают оказаться массовыми.
"Если вдруг случится дефицит для потребления населения, например цемента, можно будет разрешить его перевозку, но это будут разовые разрешения. Никаких квот или чего–то подобного быть не может", — сказала председатель комитета Сейма Литвы по иностранным делам Лайма Люция Андрикене в беседе с местными журналистами.
Кроме того, с воскресенья Евросоюз полностью прекратил покупать российский свинец. При этом ещё в середине мая правительство РФ ввело лицензирование на экспорт ценного металла из страны, но Минпромторг фактически не выдавал разрешения до начала июля.
На фоне санкций экспорт свинца в действительности остановился, что привело практически к переполненным складам на производствах, а на внутреннем рынке реализовать запасы не получается из–за упавшего спроса. В такой обстановке, например, уже приостановил свою работу на месяц крупнейший отечественный завод "Фрегат" в Московской области, поставлявший ежегодно около 40 тыс. тонн свинца и сплавов из него.
Другие предприятия отрасли оказываются на грани закрытия. Теперь, даже когда власти собираются разрешить экспортировать товар, неясно, получится ли перенаправить свинец на другие рынки.
Однако даже успешное перестроение логистики на альтернативные маршруты не так сильно поможет отечественным производителям. Как отмечает гендиректор агентства "INFOLine–Аналитика" Михаил Бурмистров, помимо санкционных проблем для российских экспортёров сейчас острым вопросом стало резкое укрепление рубля — в сложившейся ситуации поставки в направлении государств, которые не ввели санкции (в первую очередь в Китай и другие страны Азии), именно с Северо–Запада оказались критически затруднены.
"Поэтому объективно ситуация, конечно же, резко ухудшится. И до того момента, пока курс доллара не достигнет диапазона хотя бы 70 – 80 рублей, серьёзные решения с масштабной переориентацией экспортных потоков останутся чрезвычайно сложными", — предупреждает эксперт.
Также он замечает, что в деревообрабатывающей промышленности и других отраслях неприятно накладывается ситуация с недостатком крытых вагонов. "Дело в том, что сейчас примерно до 10% парка в целом по сети — и более существенная его доля именно на Северо–Западе — задействовано для государственных нужд, в том числе военных. Поэтому это тоже был и есть определённый ограничивающий фактор для возможной переориентации экспорта, особенно когда речь идёт о поставках железнодорожным транспортом в крытых вагонах", — говорит Михаил Бурмистров.
Но западные ограничения пока не исчерпаны. Запрет на поставки российского угля из того же пятого пакета санкций ЕС вступит в силу уже с августа. В I квартале следующего года Россия сможет полномасштабно ощутить эмбарго на продажу в Европу нефти и нефтепродуктов.