ПАО "Выборгский судостроительный завод" (ВСЗ) завершило допэмиссию акций, размещённых по закрытой подписке в пользу своего основного акционера — Объединённой судостроительной корпорации (ОСК, владеет 96,7% ПАО). Об этом говорится в сообщении завода, опубликованном в Центре раскрытия корпоративной информации.
Напомним: допэмиссию выборгская верфь начала в конце 2020 года. Она объявила о планах продать по закрытой подписке 785 932 акции номинальной стоимостью 50 копеек. Однако, как следует из опубликованного на днях сообщения, ОСК отказалась выкупать весь объём и приобрела примерно 43% эмиссии (337 266 штук).
Цена продажи каждой акции составляла 4016 рублей за штуку. Таким образом, по подсчётам "ДП", общая сумма докапитализации верфи от "материнской" компании составила 1,35 млрд рублей.
На 1 января 2022 года уставный капитал ВСЗ составлял 802 911,5 рубля и был разделён на 1,55 млн обыкновенных акций и 51,8 тыс. привилегированных. На момент сдачи материала отчёт об итогах этой допэмиссии ещё не опубликован.
Отметим, что петербургская верфь активно пользуется этим финансовым инструментом для докапитализации. Так, предыдущую допэмиссию ПАО "ВСЗ" осуществляло в 2018–2019 годах. Тогда ОСК выкупила почти весь её объём, он составил 383 262 акции из 397 003 штук. Цена размещения составляла 2061,25 рубля. Таким образом, общая сумма той докапитализации составила почти 790 млн рублей.
Тем временем верфь уже объявила о следующей допэмиссии. Недавно общее собрание акционеров ВСЗ утвердило новую редакцию устава предприятия. Согласно внесённым поправкам (если они приняты в формулировке, предложенной советом директоров), верфь разместит по закрытой подписке в пользу ОСК 2 616 662 акции по 5858 рублей за штуку. При выкупе всего объёма допэмиссии выборгские судостроители привлекут 15,33 млрд рублей.
В пресс–службе выборгской верфи по традиции не комментируют, на что могут быть направлены средства, а также сроки, в которые должно пройти размещение.
Напомним, что прошлый год ВСЗ закончил со значительным убытком (1,92 млрд рублей). В предыдущем, 2020 году чистый убыток был таким же ощутимым (2 млрд). Кроме того, по итогам 2021 года верфь имеет отрицательный собственный капитал по МСФО (–7 млрд рублей) и отрицательную стоимость чистых активов по РСБУ (–4,5 млрд). Хотя выручка ВСЗ и возросла на 63%, до 7,48 млрд рублей по РСБУ, свидетельствуют данные СПАРК.
Новая значительная докапитализация могла бы наконец существенно улучшить финансовое положение завода. Высокая кредитная нагрузка — старая проблема предприятия. В целом этой финансовой истории уже больше 10 лет, поскольку ОСК "взяла" верфь в 2012 году со значительными долгами и расходами на их обслуживание.
Позднее, в 2012–2015 годах, верфь была недозагружена заказами и брала новые банковские кредиты. Выборгский судостроительный завод планировал получить прибыль к 2022 году за счёт новых контрактов и допэмиссий. Но пока вливания со стороны ОСК не помогли выйти "в плюс", хотя и облегчили его финансовое положение.
На данный момент ВСЗ продолжает строить шесть рыболовных траулеров, два научных судна, а также ледокол мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker7 для Росморпорта (срок сдачи — 2024 год). Портфель заказов верфи сформирован до конца 2026 года.