Вон из класса: частный образовательный проект выгоняют из петербургских школ

Автор фото: vk.com/lnmoschool
Основатели петербургской "Лаборатории непрерывного математического образования" (ЛНМО) пожаловались "ДП", что школы, с которыми они сотрудничали ранее (пять школ в Адмиралтейском районе), одна за другой расторгают договоры. В учебных заведениях у ЛНМО были организованы математическая, инженерная, естественнонаучная, гуманитарная и академическая научные площадки, всего в их рамках занимались научными исследованиями 582 ученика. Как рассказали в организации, дополнительное образование стыковалось с государственными образовательными программами (ФГОС) и в результате дети получали углублённые знания.
Отношения лаборатории с принимающими школами Адмиралтейского района строятся на основе договоров аренды и договоров взаимодействия. Как рассказала замдиректора ЛНМО Мария Чистякова, в этом году школы стали отказываться продлевать договоры о сотрудничестве. Сначала такое решение приняли в СОШ №241, следом аналогичное решение приняли в школах №564 и 225.
"Площадки придётся расформировывать. Комитет по образованию и администрация Адмиралтейского района выступают против того, чтобы на базе школ находились коммерческие структуры, указывают на финансовую выгоду, хотя мы представляем НКО. К тому же в Адмиралтейском районе наполняемость школ недостаточна, мы помогали избежать их закрытия", — сетует Чистякова.
По её словам, из всех заключённых договоров со школами один должен были закончиться 1 ноября, как пояснили в Смольном, он в настоящее время приостановлен в результате проверки Рособрнадзора.
"Мы получили несколько уведомлений о приостановлении действия договоров аренды. С сентября не сможем преподавать", — заявила Чистякова. По её словам, руководство ЛНМО обращалось к властям с просьбой пойти навстречу, но получило отказ, а в комитете по образованию предложили за полтора месяца переструктурироваться в частную школу. Этот вариант организация считает невозможным в такие сроки.
В городском правительстве указывают на нарушение законодательства. По мнению чиновников, проблема лежит исключительно в юридической плоскости. Как отметила в разговоре с "ДП" вице-губернатор Петербурга Ирина Потехина, ЛНМО имеет лицензию на оказание услуг дополнительного образования, но по факту ведёт уроки в учебное время.
По словам Потехиной, по крайней мере в одной из школ "Лаборатория непрерывного математического образования" занимала площадь, которая в несколько раз превосходила указанный в договоре аренды метраж. При этом на вопрос о готовности города возобновить сотрудничество с "Лабораторией непрерывного математического образования" вице-губернатор заявила, что город его и не прекращал. Однако это сотрудничество должно лежать в правовом поле — и в чётком соответствии с законом "Об образовании".
А по факту во всех школах проверками учредителей выявлены многочисленные нарушения. "Комитет по образованию с ЛНМО встречался и предлагал им разные варианты выхода из сложившейся ситуации. Если они намерены работать не в дополнительном образовании, а в общем, нужно получить соответствующую лицензию. Город при этом готов помочь с помещениями под частную школу по льготной цене. У нас есть также практика предоставления субсидий частным образовательным организациям.
Руководители проекта на это идти не хотят: чтобы открыть школу, нужно вложить инвестиции и нанять педагогов по всем профилям, а не только математике и ещё нескольким дисциплинам, которым они сейчас обучают детей. Гораздо проще прийти в государственную школу. Причём вести там не дополнительные занятия, а брать на себя часть учебного процесса. Только такой формат законом не предусмотрен, — заявила Потехина. — Экономические мотивы тоже понятны, баланс ЛНМО исчисляется несколькими десятками миллионов рублей в год, если открывать отдельное учебное заведение, все деньги уйдут на его содержание. При этом государственные школы в нашем городе не имеют никаких ограничений при сотрудничестве с коммерческим образованием при организации кружков и секций. И многие активно привлекают их для этого. Но только у ЛНМО почему-то возникают проблемы".
Замдиректора ЛНМО в свою очередь заявляет, что организация как таковых финансовых интересов не имеет.
"У нас родители оплачивают до 9500 рублей в месяц, основной доход идёт на расходы по образованию детей, зарплаты педагогов, покупку оборудования. Около 350 тыс. в месяц — это предоставляемые нами льготы для учеников из малообеспеченных семей. Средняя зарплата педагогов в ЛНМО составляет порядка 30 тыс. рублей, у нескольких сотрудников (которые несут повышенные нагрузки) вознаграждения составляют около 100 тыс. рублей", — отмечает Чистякова.
По данным основателей ЛНМО, в настоящее время сборы с учеников составляют около 3 млн рублей в месяц (в среднем 600 тыс. рублей на научную площадку).
В Сети уже появилась информация о том, что 46 муниципальных депутатов из 30 муниципалитетов Петербурга просят губернатора вступиться за инженерную и академическую площадки ЛНМО, работающие на базе СОШ №241.
"Депутаты просят Александра Беглова защитить уникальное учреждение и предоставить новую площадку для обучения мотивированных учащихся на 2022/23 учебный год. Впоследствии они рассчитывают на то, что Смольный сможет объединить под одной крышей все образовательные площадки и выделит для ЛНМО отдельное здание как для государственной многопрофильной школы, работающей в экспериментальном режиме по принципу государственно-частного партнёрства", говорится в сообщении. Родители учеников тоже активно пишут письма в Смольный.
К слову, практика совмещения государственного и частного образования на базе одного учреждения, по словам экспертов, с которыми пообщался "ДП", распространённая. Многие школы приглашают к сотрудничеству преподавателей вузов или партнёрских организаций, которые обладают более глубокими знаниями по разным дисциплинам. Закону "Об образовании" сочетание этих двух форм тоже не противоречит.
Партнёрство чаще всего выражается в форме соглашения о взаимодействии двух образовательных учреждений. Как отмечает Михаил Герман, партнёр GRATA International St. Petersburg, такие соглашения чаще всего расторгаются именно по инициативе государственных образовательных учреждений, поскольку директора школ, не понимая тонкостей, боятся вступать во взаимоотношения с предпринимательскими образованиями, к которым относятся в том числе и частные школы. В ассоциации "Санкт-Петербургский городской родительский комитет" тоже отмечают, что взаимодействие государственной и частной форм обучения возможно, но на практике организовать долгосрочный проект на таких условиях непросто: нет стабильности в госполитике, интересы частных игроков подвержены изменениям.
В ассоциации подчёркивают, что силами ЛНМО в школы привлекались сильные учителя, фактически за счёт оплаты дополнительного образования родителями, хорошие учителя получали достойную прибавку к зарплате, которую по существующим нормативам в государственной школе не обеспечить.
"Выходом из кризиса мы видим “пересборку” отношений между учредителем школ и ЛНМО, где все стороны смогли бы по новой определить свою зону ответственности и роль в общем проекте", — заявили в ассоциации.