Евросоюз, готовя седьмой пакет санкций против России, одновременно совершает и прямо противоположное действие. Как написал вчера Reuters, ЕС намерен ослабить санкции, сняв часть ограничений с российских банков. А именно — разморозив средства для проведения сделок по торговле продуктами питания и удобрениями. Послабления коснутся ВТБ, Совкомбанка, Новикомбанка, "Открытия", ВЭБ.РФ, Промсвязьбанка и банка "Россия".
Несколькими днями ранее дыру в санкционном режиме проделала турбина Siemens, отправленная с ремонтного предприятия в Канаде в Германию вопреки протестам Украины. Турбина нужна для прокачки газа из России в Германию по трубопроводу "Северный поток", в обход Украины. Она была задержана Канадой со ссылкой на международные санкции, связанные со специальной военной операцией России на территории Украины.
Вывод напрашивается сам собой: как только речь заходит о поставках российских товаров, которым нет приемлемой альтернативы, сопоставимой по ценам и объёмам, то режим санкций трещит по швам. Осталось придумать, как нашей стране расширить ассортимент востребованных за рубежом товаров, чтобы санкции постепенно превратились в пустой звук.
Нельзя сказать, что власти этим совсем не озабочены. О том, как экономике слезть с нефтяной иглы, чиновники спорят уже не первое десятилетие. Но все эти разговоры уходили в песок, потому что для отказа от международной системы разделения труда, достаточно эффективной, чтобы разрушать все сомнения в её преимуществах, не находилось ни сил, ни решимости.
Теперь из–за санкций для России участие в этой системе стало невозможным, за редкими исключениями. Вопрос о создании новых незаменимых экспортных товаров, а заодно и об импортозамещении зарубежных товаров и услуг, встал ребром. Проблема в том, что современное эффективное производство невозможно без высоких технологий, а они в России развиты слабо.
В понедельник, 18 июля, президент РФ Владимир Путин ставил правительству задачу обеспечить отечественным высокотехнологичным компаниям доступ к капиталу и кредитам. Однако частные инвесторы вряд ли побегут в этот сектор из–за высокого риска. Выход один — подключать к вложениям в высокие технологии бюджет и госкорпорации. Только приведёт ли это к успеху? История "Роснано" заставляет в этом сомневаться.