Адмиралтейские верфи предъявили иск ООО "Йотун Пэйнтс", российской "дочке" норвежского химического концерна Jotun, приостановившего свою деятельность в России.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти на днях принял к рассмотрению иск АО "Адмиралтейские верфи" (входит в Объединённую судостроительную корпорацию) о взыскании 365,8 тыс. рублей с "Йотун Пэйнтс". В пресс–службе верфей пояснили, что ответчик нарушил срок поставки 5 тыс. литров краски, использование которой запланировано на строительстве больших морозильных рыболовных траулеров.
"1 февраля “Йотун Пэйнтс” была направлена претензия о взыскании неустойки, которая не была удовлетворена контрагентом. Поскольку правовые основания для несвоевременной поставки товара у ООО “Йотун Пэйнтс” отсутствуют, был подан иск о взыскании с него неустойки", — добавили в пресс–службе Адмиралтейских верфей.
В ООО "Йотун Пэйнтс" не ответили на запрос "ДП". 3 марта на сайте Jotun было размещено официальное заявление о приостановке деятельности компании в России до дальнейшего уведомления.
Jotun присутствует в России с 1989 года. В 2017–м концерн открыл собственное производство в Тосненском районе Ленинградской области. На долю нашей страны приходится 2–3% операционных доходов Jotun, следует из данных концерна.
Выручка ООО "Йотун Пэйнтс", по данным сервиса "Контур.Фокус", в 2021 году выросла на 24%, составив 5,8 млрд рублей, чистая прибыль — 286,3 млн.
На российском рынке, по оценке Геннадия Аверьянова, вице–президента Российского союза химиков и директора ассоциации "Центрлак", Jotun занимал не более 3% рынка промышленных лакокрасочных материалов (ЛКМ). "И хотя в поставках ЛКМ для морских судов доля Jotun была выше, такую продукцию для кораблестроения выпускают и отечественные предприятия", — уточнил эксперт.
В Петербурге, к слову, большая концентрация такого бизнеса — например, здесь находятся холдинговая компания "Пигмент", научно–производственное предприятие "ВМП–Нева", НПО "812". Есть структурные подразделения АО "Русские краски", ООО "Акрус", которые также выпускают ЛКМ для судов. Материалы, которые производят российские компании, тоже имеют сертификаты морского регистра, как и иностранные, отмечает Геннадий Аверьянов. Вместе с тем, говорит он, российское судостроение только в последние 3 года начало обращать своё внимание на отечественных производителей ЛКМ.
"Сегодня большие сложности для отрасли — это запрет поставок сырья для производства ЛКМ из Европы. Его аналоги есть в Китае и других странах Азиатско–Тихоокеанского региона. Российские производители ЛКМ, отечественные и иностранные, вынуждены переориентировать свои рецептуры в большей степени на сырьё из указанных стран. На перестройку может потребоваться время, до года, всё зависит от предприятия. Рецептура одной краски может включать в себя до 20 наименований химического сырья", — обрисовал ситуацию Геннадий Аверьянов.
Адаптация рецептурного состава сырья в рецептуре материала требует времени, и к этим процессам эксперт предлагает отечественным заказчикам ЛКМ отнестись с пониманием.