В России довольно редко регистрируют цветовые товарные знаки, но Wildberries пытается доказать общеизвестность их цвета в Суде по интеллектуальным правам.
Wildberries пытается зарегистрировать фирменный цвет как товарный знак, однако в Роспатенте в регистрации отказали, и компания обратилась в суд. В пресс–службе Wildberries отмечают, что фиолетовый цвет, его оттенки и градиент давно уже стали фирменной стилистикой компании, большая часть жителей страны ассоциируют их именно с маркетплейсом.
В компании отмечают, что они регулярно сталкиваются с неправомерным использованием их фирменной стилистики другими организациями, в том числе иногда и для мошеннических схем, в результате которых миллионы россиян вводятся в заблуждение и порой становятся их жертвами.
"Из–за отсутствия регистрации нашей фирменной цветовой стилистики мы не можем помочь нашим потребителям и защитить свои законные права", — добавляют в пресс–службе.
Партнёр, руководитель Санкт–Петербургского офиса Semenov&Pevzner Екатерина Смирнова отмечает, что Роспатент обосновал отказ в регистрации цветового обозначения отсутствием различительной способности — там пришли к выводу, что знак, который пытается зарегистрировать Wildberries, — стандартный оттенок Pantone 254С. Он не является оригинальным и запоминающимся, что не позволяет потребителю индивидуализировать услуги данного производителя.
"На наш взгляд, Роспатент принял неверное решение, и мы будем его оспаривать. За последнее время в стране заметно вырос уровень правовой культуры, в том числе в части законных интересов правообладателей товарных знаков. Регистрация фирменной стилистики может стать следующим важным шагом, который позволит защитить российские компании от неправомерного использования их результатов интеллектуальной деятельности и оградить потребителей от мошенников", — говорят в Wildberries.
В своём заявлении компания привела доводы, доказывающие принадлежность используемой фирменной стилистики: в телевизионной рекламе, на сайте и в приложениях, в элементах оформления пунктов выдачи. Проведённый опрос Институтом социологии РАН показал, что около 90% респондентов более чем из 50% регионов России прямо ассоциируют фиолетовый цвет с Wildberries.
"Мы считаем, что указанный нами градиент фиолетового цвета обладает различительной способностью для потребителей (ассоциируется с нашей компанией) и должен быть зарегистрирован", — заключают в компании.
Роспатент склонен отказывать в регистрации таких знаков, поскольку доказать стойкую ассоциативную связь компании с цветом и различительную способность применительно к конкретным услугам не так просто. Екатерина Смирнова считает, что Wildberries предстоит не самый лёгкий судебный процесс по обжалованию решения Роспатента, так как использование фиолетового оттенка в маркетинге довольно–таки распространено среди других интернет–магазинов.
"Компании необходимо предоставить значительное количество доказательств, подтверждающих наличие различительной способности именно оттенка, то есть он должен “бросаться в глаза” покупателю и вне уже зарегистрированных комбинированных средств индивидуализации. Безусловно, СИП может отменить решение Роспатента об отказе в регистрации товарного знака, это не редкая практика, но вопрос доказывания остаётся в силе", — подчёркивает юрист.
Цветовые товарные знаки можно разделить на три подгруппы: цвет или комбинация цветов, зарегистрированный с конкретным расположением на товаре, сочетание двух и более цветов и один цвет как таковой.
Вместе с тем в российской юридической практике не так много случаев регистрации цветового товарного знака. По данным Национального центра интеллектуального капитала (НЦИК), в России всего зарегистрировано 12 подобных знаков всех трёх видов. Например, у ПАО "Газпром", ПАО "Сбербанк России", ПАО "МегаФон", АО "Останкинский мясоперерабатывающий комбинат", ПАО "Мобильные ТелеСистемы" и у других.
Практике известны и отказы в регистрации цветовых товарных знаков. Всего в НЦИК обнаружили семь отказов, выданных на заявки ООО "Евросеть–Ритейл", ЗАО "Единство", "Марс Инкорпорейтед", ООО "Русская икра", ОАО "РОТ ФРОНТ", "Ред Булл ГмбХ" и ОАО "Невская косметика".
"На мировом рынке Tiffany & Co. по праву можно назвать одним из наиболее “цветных” правообладателей. Помимо действующего в России товарного знака у них есть как минимум три регистрации: две в Италии и одна в Австрии. Длительность и интенсивность использования цвета в индивидуализации товаров и услуг не вызывает сомнений — компания использовала этот цвет для оформления каталогов ещё в 1845 году", — замечают в Национальном центре интеллектуального капитала.
Партнёр бюро юридических стратегий Legal to Business Дарья Филина подчёркивает, что в большинстве подобных случаев заявители сталкиваются с отказом.
Например, производителю корма для кошек Whiskas и Роспатент, и впоследствии суд отказали в регистрации в качестве товарного знака фиолетового цвета, соответствующего Pantone 248С, по причине отсутствия различительной способности. Причём Роспатент также оценил, что продукция маркировалась не только цветом, но и стилизованным изображением головы кошки / кота и словесным элементом, то есть цвет является частью комбинированного обозначения.
Юрист считает, что Wildberries также может столкнуться с такими доводами, как производитель Whiskas и большинство других заявителей при регистрации цветового знака.
Екатерина Смирнова отмечает, что крупные компании регистрируют корпоративный цвет в качестве средства индивидуализации, но дело Wildberries особенное, так как цвет этого маркетплейса используется многими торговыми площадками.