Квартальная статистика крупнейшего перевозчика страны подтверждает, что авиаотрасль пока далека от преодоления кризиса.
Группа компаний "Аэрофлот" впервые с апреля объявила о своих операционных результатах. 26 июля группа опубликовала данные о своей деятельности в январе–июне. С марта большинство российских авиаперевозчиков не раскрывают свои показатели. Последняя обнародованная статистика Росавиации также относится к февралю.
Как утверждают в "Аэрофлоте", в течение второго квартала объём перевозок группы активно восстанавливался после обрушения в марте — среднемесячные темпы роста составили 19,5%. В июне удалось довести пассажирооборот на международных направлениях до 50,8% от результата июня прошлого года в сравнении только с 15,4%, которые достигались в апреле.
Однако показатели в разрезе дочерних для "Аэрофлота" перевозчиков по итогам II квартала, прожитого полностью в условиях кризиса, не вселяют оптимизма по поводу состояния отрасли. Пассажиропоток авиакомпании "Россия", базирующейся в петербургском Пулково, в апреле–июне снизился на 16,7% год к году — с 2,4 млн до 2 млн человек. Отток на международных линиях составил 8%, на внутренних — 17,8%.
Больше всего и в относительных, и в абсолютных цифрах пострадал лоукостер "Победа". Во II квартале компания перевезла на 32,5% меньше пассажиров — 2,4 млн человек по сравнению с 3,6 млн за тот же период 2021 года. При этом международный трафик, который и так занимал менее 2% в структуре перевозок авиакомпании, сократился в 21 раз.
Читайте также:
Туризм
Авиация выздоровела от ковида
Количество клиентов флагманского перевозчика "Аэрофлота" сократилось на 17,9% — с 5,1 млн до 4,2 млн человек. По итогам квартала компания потеряла 2 / 3 трафика на международных линиях, но на внутренних перевозках количество пассажиров сократилось только на 2,5%. Что примечательно, пассажирооборот на внутрироссийских направлениях за тот же период вырос на 23,7% год к году — с 7,9 млн до 9,7 млн пассажиро–километров.
Как поясняет главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, вполне закономерно, что россияне стали летать по стране дальше.
"Многие просто не имеют возможности выехать отдыхать за границу, а значит стараются путешествовать внутри страны. Деньги у населения пока есть. Миллионы россиян хотя бы раз в год выезжали за рубеж: в Турцию, Египет, Грецию. Сейчас же эти возможности ограничены и спрос на внутренние перелёты выше", — говорит аналитик.
Он напоминает, что относительная статистика за предыдущие несколько лет не слишком показательна в принципе, так как последние годы отрасль находилась в кризисе из–за пандемии, а разные направления то открывались, то вновь закрывались. Для корректности, по словам Романа Гусарова, необходимо проводить сравнение с доковидными значениями.
По данным Росавиации, за январь–июнь 2019 года "Аэрофлот" перевёз почти 17,8 млн пассажиров, авиакомпания "Россия" обслужила 5 млн человек, а "Победа" — 4,6 млн. По итогам первой половины 2022 года в сравнении с допандемийными значениями результат "Аэрофлота" сократился в 2,2 раза — до 7,9 млн человек, "России" — в 1,38 раза (до 3,67 млн пассажиров), а у "Победы" увеличился на 21,9% — до 5,6 млн пассажиров. В целом по группе показатель упал в 1,6 раза.