Интерес к винтажным вещам растёт. Их покупают, находят на свалках, восстанавливают. Отчасти спрос на старые предметы быта — это часть модного тренда на осознанное потребление.
Уход IKEA даёт шанс на увеличение продаж российским мебельным производствам. В числе тех, кто может оказаться в выигрыше, и умельцы возвращать к жизни старые вещи. Конечно, винтажных дел мастера образовавшуюся после ухода шведского гиганта брешь полностью не закроют — не хватит ресурсов и возможностей, но зато они могут предложить по–настоящему уникальные вещи, способные вписаться практически в любой интерьер.
Единого кресла / стула / стола ради
Последние 3–4 года интерес к винтажным вещам (не только к одежде) только нарастал. Согласно отчёту аналитических компаний ThredUp и GlobalData Retail, опубликованному в июне 2020 года, рынок одной лишь винтажной одежды оценивался в $28 млрд и, по прогнозам, должен достичь оборота $64 млрд в течение 5 лет.
В России с появлением онлайн–сервисов рынок вторичной продажи одежды и винтажных вещей в том числе начал приобретать более конкретные и структурированные формы. По данным, приведённым РБК, в 2020 году объём рынка ресейла (перепродажа новых или бывших в употреблении товаров) в России составляет 100,6 млрд рублей. А вместе с этим пошёл процесс, меняющий в массовом сознании отношение к культуре купли–продажи изделий, бывших в употреблении, — у россиян такая операция нередко ассоциируется с бедностью.
На одном из крупнейших российских сайтов частных объявлений можно найти, допустим, предметы, производимые в середине прошлого века, стиль которых определяется как mid–century modern, и обставить квартиру за достаточно сносные деньги. А уход IKEA способен подхлестнуть продолжающий расти интерес к винтажу и антиквариату. Тем более что на этом рынке уже хватает специалистов, способных вдохнуть новую жизнь в одряхлевшее мебельное имущество, доставшееся от бабушек и дедушек, тётушек и дядюшек.
Но некоторые наследники охотно готовы расстаться с креслами, произведёнными в Румынии и Польше, со стульями, сделанными в Чехословакии, и лампами с торшерами, изготовленными в Югославии, ГДР, а также в Эстонской Советской Социалистической Республике. В этом случае к их услугам сайты avito, youla, meshok, starina и другие. Если вбить в поисковике на avito сочетание "кресло советское", "стул ретро", "зеркало старинное", то только в Петербурге удастся найти несколько сотен таких предметов, нередко существенно разнящихся в стоимости. Так, венский стул чехословацкой марки Ligna, не требующий реабилитации, можно найти даже за 300 рублей, комод, созданный в послевоенное время, — за 3–5 тыс. рублей, а подержанное румынское кресло — за 1000–1500 рублей. Но чтобы получить желаемое, придётся "перерыть" тонны винтажной "руды" — то есть регулярно просматривать несколько десятков страниц со стульями, столами, креслами.
Ещё один источник винтажных вещей — помойки. В буквальном смысле, в центре и в спальных районах. В социальных сетях и Telegram существуют группы, участники которых делятся находками, среди которых попадаются поистине уникальные вещи. Ещё есть закрытые группы, попасть туда можно лишь по приглашению: здесь в режиме реального времени сообщают: "по такому–то адресу нашёл стол, стул, кресло, приходите / приезжайте и забирайте". Разумеется, затем вещь обрабатывается антисептическими средствами, тщательно очищается, после чего начинается основная работа — перетяжка, замена каких–то элементов, покраска или лакировка.
Ученье — свет!
Если же вы лишены поискового азарта или у вас нет времени и ресурсов рыскать по сайтам и тем более по округе в поисках чего–то этакого, решение тоже есть — обратиться к мастерам, занимающимся редизайном, то есть изменением внешнего вида изделия или реставрацией — восстановлением аутентичного облика предмета. В тренде сейчас скорее первое: ведь так неожиданно приятно увидеть преобразившееся кресло, в котором провел всё детство и которое утратило первоначальный вид, казалось бы, навсегда. В этом случае фантазия ограничивается разве что финансовыми возможностями заказчика / покупателя. Стоимость преображения начинается с 5–7 тыс. рублей и верхнюю границу вряд ли имеет: самое дорогое из виденных автором настоящего материала кресел стоило 45 тыс. рублей. Мастеров находят либо по личной рекомендации — даже в эпоху глобализации и повальной цифровизации сарафанное радио не утратило свои позиции, либо в социальных сетях, где можно разместить не только красивые картинки уже законченных изделий, но и создать, например, рубрику "было — стало", проводить ликбез касательно винтажных вещей, рассказывать о дизайнерах и их работах. То есть просвещать и образовывать своих подписчиков и тем самым формировать лояльную и преданную аудиторию.
Например, автор телеграм–канала "Ксюша и деревяшки" рассказывает о своей внутренней "кухне", какое оборудование необходимо для работы с тем или иным материалом, публикует фото книг по истории искусства, которые читает сама. Самообразование тоже пока никто не отменил — на youtube регулярно выходит масса видео, из которых можно узнать о стилях одежды, мебели и т. п., бывших модными в ту или иную эпоху. Полученные знания позволяют лучше разбираться в предложениях рынка и отличать исключительную вещь от массовой продукции. Вторая, впрочем, тоже растёт в стоимости.
Покупаешь вещь — платишь за историю
Справедливые дискуссии о масштабном ущербе, который наносит лёгкая промышленность экологии, ведутся уже не первый год. Однако ткани и одежду продолжают производить, мебель — выпускать, украшения — создавать, нередко используя при этом дешёвую или вообще рабскую силу. В этом случае сюжет про приобретение винтажных вещей перестаёт быть только утилитарным и масштабируется, становясь историей и про осознанное потребление, экологичность, ресейл, и, это может показаться удивительным, про память. Ведь каждый раз, когда вы покупаете хоть ручку для оконной рамы, хоть пудреницу, хоть дорогой и многоуважаемый шкаф, вы становитесь владельцем истории чьей–то жизни и семьи. Возможно, далеко не всегда оптимистичной, но почти наверняка захватывающей. И одновременно вносите свой вклад, например, в борьбу с проблемой перепроизводства: человечество ежегодно приобретает 80 млрд единиц одежды, что на 400% больше, чем в конце прошлого столетия.
Поиск винтажной вещи — настоящая игра, в которую к тому же можно играть не выходя из квартиры, то есть не прилагая особых усилий. Без ошибок на этой дороге обойтись, конечно, не удастся, но тем приятнее окажется понимание: вам удалось сорвать банк в игре "найди шедевр за три копейки", а заодно немножко спасти планету от экологической катастрофы, отодвинув её на какой–то срок.