Информацию о возобновлении деятельности пресс-служба вагоностроительного холдинга подтвердила в беседе с "Ъ-СПб". Сообщение о продолжении деятельности появилось и в социальных сетях предприятия. В объявлении, опубликованном со ссылкой на управляющего ТВСЗ Евгения Кузьменко указано, что загрузка производственных мощностей предприятия с последующим выходом на плановые мощности будет происходить постепенно. Персонал также будут задействовать поэтапно, с учётом технологической спецификой производства полного цикла, отгрузки комплектующих и плана по реализации готовой продукции. В пресс-службе губернатора и правительства Ленинградской области в свою очередь подчеркнули, что штатное количество сотрудников на промышленной площадке ТВСЗ будет задействовано в течение месяца.
Ожидается, что поставка полувагонов, хопперов и лесовозов российским заказчикам состоится уже в августе. То же самое касается фитинговых платформ, произведённых на экспорт. К моменту приостановки производства в портфеле заказов НПК ОВК находилось около 20 тыс. вагонов, а на ПМЭФ-2022 компания заключила ещё два контракта: на поставку 5 тыс. полувагонов Уральскому горнопромышленному холдингу и почти 1,5 тыс. хопперов-минераловозов для ОХК "Уралхим". Кроме того, накануне "Объединённая вагонная компания" подписала договор с комбинатом "Тихорецкий", которой производит хлебную продукцию. Последнему потребовались крытые вагоны нового поколения.
Сам же простой был связан в первую очередь с дефицитом кассетных подшипников, необходимых для инновационных вагонов. Комплектующие производились в России на заводе шведской SKF в Твери и двух совместных предприятиях: "ЕПК — Бренко" (с американской Amsted Rail) и "Тимкен ОВК" (с американской Timken). В марте обе американские компании объявили о прекращении сотрудничества и выходе из совместных проектов, а SKF анонсировала свой уход с российского рынка в апреле.
В результате с 17 мая конвейер на Тихвинском вагоностроительном заводе был остановлен. Возобновить выпуск продукции планировалось 31 мая, однако этого так и не произошло. На протяжении 2,5 месяцев персоналу предприятия — 7 тыс. человек, — выплачивали 2/3 зарплаты. По данным источника, знакомого с ситуацией на рынке, производство грузовых вагонов в Тихвине возобновилось благодаря восстановлению поставок кассетных подшипников вагоностроителям.
Генеральный директор агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров отметил, что поскольку самая острая проблема для вагоностроительной отрасли более менее решена, ТВСЗ сможет выйти на плановые мощности в течение августа—октября. Эксперт обратил внимание, что пик снижения продаж грузовых вагонов и полувагонов пришелся на май, однако сейчас ситуация выглядит более позитивно, даже несмотря на сохранившуюся неопределённость: в стране растёт спрос на крытые вагоны, зерновозы и минераловозы, что открывает перед производителями этой продукции дополнительные возможности.
В ассоциации "Объединение производителей железнодорожной техники" обратили внимание, что за первые шесть месяцев 2022 года выпуск грузовых вагонов в России сократился до 24,5 тыс. единиц: это на 17% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. НПК ОВК при этом сохранило позицию крупнейшего производителя этой продукции в стране: в прошлом году входящие в состав холдинга предприятия произвели 15,4 тыс. грузовых вагонов — четверть всех выпущенных в стране.
Ранее "ДП" писал о ситуации с петербургскими автозаводами: по данным источников, они останутся в простое на ещё несколько месяцев. В частности, сотрудники завода Nissan сообщили, что конвейер заработает не раньше октября, а близкий к компании Hyundai источник рассказал, что работа её завода в Петербурге будет приостановлена до конца августа. По словам сотрудников, параллельно компания рассматривает возможность поэтапного сокращения штата.