Забытые впечатления: чем удивляет Финляндия после открытия границ

Автор фото: Анастасия Жигач

Три года назад поездки в Финляндию для петербуржцев были привычным делом, как за городом побывать. Но за 2,5 года ковидных ограничений страна Суоми стала не такой близкой и доступной. Корреспондент "ДП" оказалась среди первых россиян, отправившихся к соседям после открытия границ.

Впечатления от поездки в Финляндию, куда съездили с мужем в прошлые выходные, остались прекрасные. Действия, которые раньше были рутиной и даже вызывали скуку, сейчас обрели новые, волнующие краски. Мыслей перед поездкой было много: а рады ли нам там вообще? А точно, кроме паспорта и визы, ничего брать с собой не надо? А вдруг не пропустят? А очереди на границе большие? Страховку спрашивают? Международные права смотрят? Забыли выложить инструменты и спортивное снаряжение, их не отберут? А может, не надо говорить на русском в общественных местах? А сколько евро хватит на двоих?

Граница

Мы пересекали границу на машине в субботу. Рассчитывали купить грин–карту в конце пути, поэтому минут за пятнадцать до границы с удивлением обнаружили, что часть торговых точек перестала работать совсем. Со второй попытки нашли работающее место: документ на месяц обошёлся в 3,2 тыс. рублей. Для сравнения: страховка на год стоит около 15 тыс., а на 2 недели — 1,6 тыс. рублей.
На фоне новостей о том, как петербуржцы ринулись в Финляндию, я, честно говоря, ожидала встретить очереди и планировала, как именно буду коротать время в ожидании. Но в шесть вечера никаких пробок и очередей на въезд в МАПП "Брусничное" не оказалось, на все пограничные процедуры ушло примерно полчаса.
На российской стороне внимательно досмотрели авто и верхний багажник, спросили, зачем везём с собой инструменты, залезли с зеркалом под кресла, расспрашивали про спортивное оборудование. Финнов, напротив, машина как будто бы и не интересовала: нас очень поверхностно досмотрели на пути туда под ленивом взглядом служебной собаки, которая дежурила неподалёку. На обратном пути на наш автомобиль с боксом даже не взглянули, а на обе границы ушло 15 минут. Более того, за нами в Петербург ехала машина с купленной в Финляндии лодкой — вопросов она тоже не вызвала.
Офицер на финской границе особенно внимательно выяснял у всех адрес назначения и количество наличных при себе. Мы ехали с палаткой и рассчитывали встать на ночёвку у какого–нибудь озера по пути, поэтому начали нервничать: попытка быстро найти хоть какой–нибудь адрес официального кемпинга успехом не увенчалась. А теперь сравните два диалога у соседних окошек:
— Куда направляетесь?
— В Иматру, к родным!
— Точнее?
— Район такой–то.
— Посмотрите точный адрес.
Мужчина включает роуминг, долго копается в телефоне, находит адрес, зачитывает. Офицер кивает, делает пометку и ставит штамп.
А вот как проходили проверку мы:
— В автокемпинг.
— Проходите.
Duty free на границе выглядел безжизненно: то ли уже перестал работать сегодня, то ли ещё в принципе не начинал. Успела заметить, как одинокая кассирша при свете настольной лампы читает книгу. Но работы с прибытием новой партии туристов для неё не прибавилось: никто из 10 машин останавливаться не стал.

Цены на продукты

Мы не успели оформить заграничную карту, поэтому в Финляндию поехали с наличными. Первым делом заехали в приграничный магазин "на экскурсию". Он работает до 19:00 (это неудобно), поэтому мы схватили сыр, хлеб, чипсы и печенье и помчались на кассу, где заплатили 16 евро. Все кассиры говорили на чистейшем русском, были дружелюбны, помогали с поиском товаров и со сдачей: и мы, и соседи платили наличкой. Больше всего удивили обширные поля резиновых тапочек при входе. Такое ощущение, что финны решили, что в России соскучились по кроксам, и теперь собираются продать в приграничном супермаркете все садовые тапки, что есть в регионе.
Автор: Анастасия Жигач
Перекусив заграничным хлебом–сыром, мы отправились присматривать ночлег. От ночи в гостинице и автокемпинге отказались не экономии для, а романтики ради. Но, честно сказать, удовольствие было бы недешёвым. Беглый поиск показал, что ночлег в трёхзвёздочной гостинице обошёлся бы плюс–минус в 10 тыс. рублей, в автокемпинге — примерно в 30 евро. Цены на бензин ужасают: литр 95–го стоит 2,3 евро (по официальному курсу ЦБ это 144 рубля). Но мы, конечно, благоразумно заправились до поездки. Что касается стоимости перекуса: мороженое на двоих обойдётся в 3,5 евро, а стаканчик кофе нальют примерно за 3,5–5 евро. В магазине в Лаппенранте за две шоколадки, три банки пива, сыр, калитки, "Фейри" (куда же без него), четыре йогурта и несколько мелочей заплатили 41 евро: на такую сумму мы обычно покупаем набор нормальной еды на неделю.

Отношение

Куда бы ни заходили — вдвоем или поодиночке, — всё время был вежливый интерес и даже некоторая неловкость. Чувствуется, что финны отвыкли, а может, и забыли о том, какие они, русские туристы. О спецоперации со мной никто не разговаривал. Но на русские номера на парковке кафе у города Миккели смотрели удивлённо.
Вообще все десять встреченных мною после границы финнов вне зависимости от места встречи (магазин, парковка, лес, озеро, трекинговая тропа, частный участок) были дружелюбны: здоровались и улыбались. Только один строгий господин в чёрный очках, с которым мы встретились у озера несколько раз, разговаривать с нами не стал. Возможно, был интровертом. Мы не услышали от него и дежурное "хай", что показалось даже странным на фоне тотальной приветливости попутчиков. С одним из них, мужчиной средних лет, завязался целый разговор: выяснилось, что он преподаёт кунг–фу и очень скучает по русскому тренеру, который живёт в Петербурге и в пандемию не мог приезжать на мастер–классы. Он даже был готов позвонить другу, чтобы узнать для нас адрес удобного местечка для занятия кайтингом (водный экстремальный вид спорта), но мы попросили его не беспокоиться.
Автор: Анастасия Жигач

Лайфхак с ночёвкой

Так получилось, что раньше я ездила в Финляндию в основном в рабочие поездки в Хельсинки на конференции или на прогулку — одним днём на велосипеде. Поэтому я никогда не ночевала здесь в лесу в палатке и не знала, как сложно найти место у озера, чтобы не встать случайно у кого–нибудь на участке.
Намучившись с поиском уединённых ничейных участков, часа через три мы случайно набрели на большой экомаршрут для хайкинга и велотуризма и вот там нашли себе ночёвку мечты. Стоянка была оборудована системой для безопасного разведения костра и приготовления пищи, просторным туалетом, пирсом для купания, амбаром с горой сухих дров и, что совсем меня поразило, домиком для ночлега. Вот в нём–то мы и разместились: в следующий раз палатку можно не брать. Стоимость пользования стоянкой на маршруте: ноль евро.
Естественно, любой личный опыт субъективен, но показалось, что за 2,5 года в Финляндии в плане отношения к туристам из России мало что поменялось.