Биржевые цены на бензин сдерживаются избытком предложения. Эксперты не спешат с прогнозами, но уверены, что нефтяное эмбарго повлияет на рынок.
Со второй половины июля оптовые цены на топливо на Санкт–Петербургской международной товарно–сырьевой бирже заметно поднялись. По состоянию на 4 августа тонна бензина Аи–92 торговалась по 48 476 рублей, что на 13,2% дороже, чем неделей ранее. Индекс марки Аи–95 остановился на отметке 54 577 рублей и по сравнению с 28 июля прибавил почти 11,6%. Дизель за этот же период подорожал только на 2,8% — с 56 241 до 57 776 рублей за тонну.
Как поясняет замдиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, наблюдаемый рост по большей части объясняется сезонным фактором — летом стоимость бензина традиционно идёт вверх. В то же время он напоминает, что на внутрироссийском рынке всё ещё сохраняется профицит нефтепродуктов, вызванный трудностями с экспортом из–за санкций. Закончится он ещё не скоро.
"Потому что с февраля начнут действовать санкции ЕС (на импорт нефти из РФ. — Ред.), которые этот профицит сильно увеличат. Пока компании всё равно испытывают сложности с экспортом нефтепродуктов, но все понимают, что через полгода эти сложности возрастут, боюсь, что кратно", — предупреждает Алексей Белогорьев.
На этом фоне бензин Аи–92 сейчас торгуется дешевле примерно на 14,7% относительно начала августа прошлого года, Аи–95 — на 7,3%. Дизельное топливо за этот период даже выросло в цене на 12,5%.
Но крайне высокая стоимость бензина в других странах помогает нефтяникам получать рекордные отчисления по демпферному механизму — государство доплачивает им, если экспортные цены на топливо выше расчётных внутренних. В противном случае компаниям приходится отдавать сверхприбыль в пользу бюджета.
За июль, по данным Минфина, производители получили от государства 244,2 млрд рублей. Всего за 7 месяцев этого года бюджет потратил на обеспечение демпфера 1,3 трлн рублей — более чем в 8 раз больше в сравнении с тем же периодом прошлого года. Но с сентября вступает в силу корректировка механизма, учитывающая дисконт, с которым сейчас продаётся отечественная нефть. По расчётам аналитиков "Петромаркета", это сохранит казне около 160 млрд рублей.
По мнению Алексея Белогорьева, данное изменение вряд ли отразится на российских ценах. "Исходный фактор, который сейчас влияет на них, — это профицит предложения. При относительно стабильных ценах на Urals подорожания на внутреннем рынке нефтепродуктов быть не должно. Во всяком случае это будет очень странно выглядеть и, несомненно, вызовет вопросы со стороны ФАС", — рассуждает эксперт.
Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша считает, что в текущей обстановке предсказать положение дел в разрезе нескольких месяцев невозможно. "Сейчас вроде бы всё не так страшно, как изначально казалось. Но что будет в сентябре — прогнозировать бесполезно, так как очень много непонятных вводных", — говорит эксперт. По его мнению, важным условием выступит величина дисконта, с которым будет торговаться Urals. Когда принимались поправки в демпфер, он достигал $40, но сейчас снизился, по разным оценкам, до $15–20 за баррель. К тому же, указывает Евгений Аркуша, неопределённость внесёт европейское эмбарго.