Несмотря на снятие ковидных ограничений, в России продолжает расти бурными темпами интернет-торговля. В этом году на неё пришёлся уже каждый десятый потраченный на покупки рубль.
Объём онлайн-розницы в России вырос в первом полугодии 2022 года на 43%, достигнув 2,3 трлн рублей, сообщила Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). Из них 2,2 трлн пришлось на российские площадки. Покупки в иностранных интернет-магазинах сократились на 27%. Это можно объяснить отказом многих западных брендов продавать товары россиянам, трудностями с международными платежами, увеличением сроков и стоимости доставки, а также скачками валютных курсов.
Чаще всего жители страны покупали в интернете электронику и бытовую технику (22% всех покупок), мебель и товары для дома (17,7%), одежду и обувь (13,9%), продукты питания (13,5%), товары для красоты и здоровья (7,5%). Это примерно соответствует распределению товарных групп в e-commerce за 2021 год. На Петербург пришлось 7,3% всех онлайн-покупок. Доля города также не меняется в последнее время. Для сравнения, москвичи сделали пятую часть всех онлайн-заказов.
Вся розничная торговля за этот же период, по данным Росстата, сократилась на 3,4%. Соответственно, доля онлайн-сегмента продолжает расти. По оценкам АКИТ, она выросла с 8,8% в первом полугодии 2021 года и 9,2% по итогам всего 2021 года до 11,2% в этом году.
Интернет-торговля получила мощнейший импульс к развитию в пандемию коронавируса. За 2020 год рынок вырос на 58,5%. В 2021 на фоне высокой базы рост замедлился до 13%. В марте 2022 года его подтолкнул ажиотажный спрос на фоне резкого роста цен. В апреле и мае ажиотаж спал, и сейчас рост рынка снова замедляется.
По мнению генерального директора ИА INFOLine Ивана Федякова, основной вклад в рост интернет-торговли сделала инфляция, составившая 15,9% за последний год. В онлайне чаще покупают именно те товары, которые подорожали сильнее, объясняет эксперт. "Вторая часть прироста — это переток потребителей из офлайн-розницы в онлайн-розницу, — продолжает Иван Федяков. — Офлайн-розница стагнирует, где-то падает. Посещаемость торговых центров упала. И часть людей, которые не дошли до торговых центров, заказали товары в онлайне". По данным Focus Technologies, в этом году посещаемость торговых центров в Петербурге сократилась на 10%.
В этой связи традиционные ретейлеры будут усиливать своё присутствие в онлайне, полагает аналитик УК "Альфа-капитал" Юлия Мельникова. "Если посмотреть отчётность ретейлеров, то у многих до сих пор очень незначительна доля онлайна. Но, наверное, каждая из этих компаний определяет развитие онлайн-продаж как фокус-стартегию, потому что это сегмент, который с низкой базы показывает очень хорошие темпы роста", — говорит она.
По данным АКИТ, в Великобритании доля интернет-торговли составила по итогам 2021 года 29,6%, в Китае — 24,5%. "Опыт других стран и уровень проникновения онлайн-продаж — ориентир развития для российской онлайн торговли", — считает Юлия Мельникова.
Но, по мнению Ивана Федякова, в ближайшее время рост интернет-торговли в России замедлится. "Во втором полугодии динамика ухудшится, — говорит он. — По году мы получим результат ниже 43%, мы выйдем на цифру, близкую к 30–40%. Это уже видно в том числе по заказам маркетплейсов, количество которых снизилось. Падение доходов населения, к сожалению, не оставляет нам других шансов".
Эксперты рынка коммерческой недвижимости тоже пока не ожидают полного ухода торговли в онлайн. "Мы со своей стороны видим перспективы у офлайн-торговли в разных сегментах: в малых форматах ТЦ, которые сейчас довольно устойчивы, набирают обороты по росту ввода и интересны участникам рынка, а также в крупноформатных проектах, — говорит региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia Евгения Хакбердиева. — Всё зависит от качества управления этими проектами, ручной работе по каждому бренду, чтобы в турбулентный период была возможность оперативно управлять всеми процессами и их корректировать".