Петербургская творческая элита присматривается к рынку цифрового искусства. Пока арт-рынок лишь знакомится с возможностями NFT, но некоторые уже смогли привлечь инвестиции с их помощью.
В 2021 году индустрия NFT (невзаимозаменямых токенов) вызвала ажиотаж по всему миру. По данным аналитической компании The Block Research, за прошлый год объём рынка цифрового искусства вырос почти в 400 раз, а общий объём торгов превысил $13 млрд.
Российский рынок не отставал. Так, выпустил NFT-работы художник Покрас Лампас, который продал свою первую работу за $29 тыс. Нынешний год отметился рецессией крипторынков в связи с усложнившейся макроэкономической ситуацией, но невзаимозаменяемые токены отнюдь не в упадке: согласно отчёту Dove Metrics и Messari, объём инвестиций в NFT в первом полугодии вырос на 77% по сравнению со вторым полугодием 2021-го.
При поддержке Эрмитажа
Санкт-Петербург активно соперничает с другими крупными городами, которые становятся точкой концентрации NFT-проектов. В апреле в городе открылась выставка "Поэзия пространства. Точка в[ы]хода", где было представлено более 60 работ, а 5 августа в пространстве Kod прошла премьера проекта художника Николая Копейкина — его персонажи перемещались в формат блокчейн-искусства. По данным "ДП", общая сумма инвестиций в проект превысила $150 тыс.
Юлиана Муха, арт-критик и специалист по криптоарту, вспоминает, с чего начиналось NFT-движение в городе: "NFT-выставки для Петербурга тема уже не новая. Интерес к выставочным цифровым проектам галеристы и кураторы начали проявлять ещё год назад. Так, куратор Александра Генералова и NFT-художник Никита Панин были первыми, кто начал транслировать криптоэстетику в массы (выставка “Криптокатакомба” в пространстве “Стыд”). <…> С момента, как Эрмитаж поддержал токенизацию части произведений из своей коллекции, доверие к технологии NFT повысилось, и сейчас мы можем видеть восходящий тренд интереса не только среди диджитал-коммьюнити, но и среди обычных граждан".
Сектор цифрового искусства в городе развивается: 12 августа в лектории "ПРОСТО.PRODUCTION" прошла лекция "NFT ART — иллюзия или реальность?", а с 22 августа по 12 сентября Петербург поучаствует в фестивале цифрового паблик-арта Rosbank Future Cities 2022 — в городе пройдут три art&science-выставки.
Токен к токену
Традиционно в NFT-сообществе большое внимание уделяется нетворкингу — для успешной работы в онлайн необходимо вести аккаунты в соцсетях и участвовать в шиллах. Шилл — мероприятие на отдельной странице онлайн-ресурса, где художники могут бесплатно делиться своими работами, чтобы обратить внимание коллекционеров и увеличить охваты.
В офлайн-среде Санкт-Петербурга для NFT-деятелей тоже есть возможность для общения и обмена опытом. Так, telegram-канал "NFT на доступном" ещё с марта проводит NFT-завтраки. В беседе мессенджера сейчас уже более тысячи человек, а 3 августа организаторы провели NFT Ship Event — мероприятие на двухпалубном судне, где участники могли разместить и разыграть свои NFT-работы или найти новые контакты из своей сферы. Стоимость билетов доходила до 10 тыс. рублей.
"Проводятся NFT-завтраки, встречи в галереях и университетах, — добавила Юлиана Муха, — перспективы развития NFT в искусстве обсуждаются как в рамках панельных дискуссий ПМЭФ, так и кулуарно на коммунальных кухнях".
Картина будущего
Рынок российского блокчейн-искусства сейчас, по словам Кирилла Малева, адвайзера НФТ-маркетплейса Getgems, "в первую очередь — часть глобального". Впрочем, подмечает он, "есть русскоязычные авторы, которым удаётся продавать работы своей аудитории: к примеру, Елена Шейдлина, "Смешарики".
Юлиана Муха описывает сегодняшнее состояние сектора так: "Российский NFT-рынок всё ещё находится в поле экспериментов. Однако я вижу, как активно растёт блокчейн TON, и считаю, что сейчас появилась отличная возможность для художников проявить себя в NFT-искусстве и найти свою нишу в Web3 практически любому специалисту".
Сейчас государство постепенно выводит все инициативы, связанные с криптовалютой и токенами, из серой зоны. Более ясное правовое и экономическое регулирование должно привлечь инвесторов на этот развивающийся рынок и дать толчок новой форме искусства.