Бывшего председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга и экс-главу городского "Метростроя" Сергея Харлашкина заподозрили в превышении должностных полномочий. По предварительной версии, он мог пустить кредитные средства на выплату зарплаты рабочим.
В среду, 17 августа, Басманный суд Москвы займётся рассмотрением ходатайства Следственного комитета об аресте вице-губернатора Ленобласти Сергея Харлашкина. Ему могут вменить превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий. Чиновника задержали накануне ночью, в его доме прошёл обыск.
Речь идёт о нецелевом расходовании средств, выделенных "Метрострою" Россельхозбанком, рассказал "Деловому Петербургу" знакомый с делом источник. Сергей Харлашкин разрешил направить эти деньги не на строительство метро, а на зарплаты сотрудникам. "На тот момент "Метрострой" задерживал выплаты, рабочие объявили голодовку и вышли на забастовку, на носу были губернаторские выборы, необходимо было разобраться с зарплатами", — отметил источник.
По его словам, в администрации региона расценивают отсутствие Сергея Харлашкина в кресле вице-губернатора как вынужденный отпуск, никаких кадровых перестановок в связи с его отсутствием пока не готовится и не планируется. "Ждём его возвращения", — пояснил собеседник "ДП".
Сергей Харлашкин родился в 1960 году в Приморье. 18 лет жизни (с 1978 по 1994 год) он посвятил армейской службе. Вернувшись из армии, начал работать в инженерно-строительной сфере. В середине 2000-х Сергей Харлашкин — глава автодорожного предприятия ГП "Высоковский автодор", работавшего в Московской области. В 2007 году он возглавил созданный ГУП "Московский областной дорожный центр". В 2012 году уходит в частную структуру — ЗАО "Фирма "Мосводоканалстрой", становится соучредителем компании "Трансснаб", специализирующейся на грузоперевозках. В 2013-2014 годах возглавляет ОАО "Мосавтодор и партнёры".
В 2014 году Сергей Харлашкин возглавил комитет по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга, оказавшись в числе москвичей, призванных в Смольный губернатором Георгием Полтавченко. На этом посту он проработал пять с половиной лет. К достижениям Сергея Харлашкина можно отнести реализацию целого ряда дорожных проектов, построенных, в частности, к чемпионату мира по футболу 2018 года. В то же время именно при нём стал развиваться кризис в петербургском "Метрострое".
В 2018 году в компании начались перебои с зарплатой. Городские власти заявили, что "Метрострой" срывает сроки строительства метро. Компания в ответ обвинила городские власти в недофинансировании объектов — занижении стоимости и нерегулярных выплатах. В 2019 году генеральный директор АО "Метрострой" Николай Александров был обвинён в растрате в особо крупном размере и взят под стражу. Вскоре после этого Смольный, как акционер компании, предложил на место главы компании Сергея Харлашкина.
Одна из задач, поставленных экс-чиновнику, заключалась в ликвидации долгов по зарплате рабочим. О необходимости расплатиться с ними неоднократно заявлял губернатор Петербурга Александр Беглов. Часть средств на эти цели перевёл компании город. Кроме того, Сергей Харлашкин говорил, что ему удалось договориться об отсрочках выплат кредиторам, чтобы пустить освободившиеся средства на зарплаты.
С начала кризиса в "Метрострое" городские власти не раз говорили, что хотели бы получить контроль над компанией (Смольному принадлежало 49%). Но договориться с остальными акционерами, в числе которых была семья Александровых, чиновникам не удалось. В итоге в 2020 году было создано АО "Метрострой Северной столицы". Петербург получил в нём 65%, вторым акционером стал банк ВТБ. Компания стала единственным подрядчиком города по строительству метро. А в "старом" "Метрострое" началась процедура банкротства.
В августе 2020 года Сергей Харлашкин покинул пост главы АО "Метрострой" и вскоре приступил к работе в правительстве Ленинградской области — сначала в должности главы Управления по транспорту, а потом — и вице-губернатора.