При этом курс на отказ от энергоносителей из РФ пока не угрожает СПГ–терминалам на Балтике.
Статистическое агентство Европейского союза Eurostat 16 августа опубликовало итоги внешней торговли стран — членов ЕС за июнь. Судя по официальным данным, Европа старается отказываться от российских энергоресурсов и искать альтернативных поставщиков, но говорить о серьёзных успехах в этом пока преждевременно.
Уголь не в тренде
Как и прогнозировали аналитики, закупки российского угля странами ЕС по итогам июня оказались сокращены. В первый месяц лета Россия отгрузила для ЕС 2,5 млн тонн угля, что на 47% меньше по сравнению с почти 4,7 млн тонн в мае и сравнимо с рекордно низким показателем апреля.
При этом осваивать рынок продолжают другие страны. Из ЮАР в июне поступило 448 тыс. тонн угля — в 3,1 раза больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Индонезия, восходящий игрок на европейском рынке твёрдого топлива, в июне отгрузила 165 тыс. тонн — в 2,13 раза больше, чем за весь прошлый год. Казахстан в июне продал в Европу почти 243 тыс. тонн угля, что незначительно меньше майского показателя, но более чем пятикратно превышает результат июня 2021 года.
Однако другие ведущие мировые экспортёры угля поставки в ЕС пока заметно не наращивают. Австралия в июне отгрузила 1,16 млн тонн, США — 1,13 млн тонн, а Колумбия почти 657 тыс. тонн — их результаты сопоставимы со значениями апреля–мая. Однако уверенно можно прогнозировать, что после того, как 10 августа в силу вступило европейское эмбарго на уголь из РФ, поставки и из этих стран будут наращиваться.
Примечательно, что уже начиная с июня от российского угля отказалась Польша. Если в марте, по данным Eurostat, она импортировала почти 647 тыс. тонн угля, то к маю объём поставок сократился до 19,2 тыс. тонн, а в июне они прекратились полностью. Также с июня нет данных об импорте угля из РФ в Чехию и Грецию, но они и до этого закупали незначительные партии.
Время адаптироваться
Европейское эмбарго ставит угольные терминалы Северо–Запада в непростое положение. Как поясняет доцент кафедры логистики и управления цепями поставок СПбГЭУ Александр Дмитриев, стивидорам будет достаточно тяжело сменить специализацию, ведь ориентация на определённые виды грузов предполагает специализированное оборудование для погрузки на специализированные суда. А смена профиля требует инвестиций.
"Это дополнительные затраты, плюс надо искать новых заказчиков. Сейчас это повсеместно сказывается. Старые связи нарушены. Те, кто раньше заказывал экспортные грузы, сейчас отказываются от сотрудничества с отечественными компаниями", — говорит эксперт. Но в то же время он добавляет, что угольные терминалы могут перейти на перевалку нерудных материалов, например песка или щебня. Технологически это не так сложно.
Часть угольных мощностей порта Высоцк ещё с прошлого года перепрофилируется для работы с зерном. Также некоторую инфраструктуру на Балтике можно приспособить под перевалку удобрений, что, с одной стороны, выглядит актуальным вместе с планами Республики Беларусь вывозить свои удобрения через порты Северо–Запада, о которых руководство страны регулярно заявляет. Однако, как замечает Александр Дмитриев, белорусские производители одновременно составляют высокую конкуренцию отечественным игрокам.
"Здесь нужно сбалансированно подходить, не отдавать полностью логистические мощности иностранному государству, хоть Белоруссия и входит в ЕАЭС и является нашим партнёром", — считает Александр Дмитриев.
Газ в устойчивом состоянии
С газом и СПГ–терминалами складывается иная ситуация. Трубопроводные поставки голубого топлива в Европу с восточного направления на сегодняшний день в 3,5–4 раза ниже относительно начала апреля, сообщает Европейская сеть операторов газотранспортных систем. Происходит это на фоне радикального сокращения поставок по газопроводу Ямал — Европа, ограничений на транзит через украинскую территорию, а также проблем с прокачкой по "Северному потоку". В то же время закупки СПГ со стороны ЕС остаются на высоком уровне.
"Мы видим, что сейчас Европа не отказывается от российского газа. Возникают технические проблемы, но ЕС всё ещё нуждается в нём и продолжает закупать СПГ у “Новатэка”. И в целом мировой рынок СПГ сейчас очень “горячий” из–за повышенного европейского импорта, который должен компенсировать выпадающие поставки из России", — утверждает аналитик ФГ "Финам" Сергей Кауфман.
По его словам, важной чертой сжиженного газа в этих обстоятельствах является гибкость логистики: если загруженный танкер не ушёл в Европу, то может отправиться, например, в Юго–Восточную Азию или Китай. В целом Сергей Кауфман считает, что финансовому благополучию российских СПГ–заводов пока ничто не угрожает.
Заместитель руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев, в свою очередь полагает, что с определёнными проблемами могут столкнуться среднетоннажные проекты: "Криогаз–Высоцк" и КС "Портовая" в Ленинградской области как раз попадают в эту категорию.
"Стоимость транспортировки очень зависит от того, какие используются газовозы. Сейчас, как я понимаю, основной спрос для этих проектов находится в Северо–Западной Европе. Если там консолидированно станут отказываться от российского СПГ, то везти его на другие рынки (в ту же Азию) может быть достаточно дорого", — обосновывает своё предположение эксперт. Но в недалёкой перспективе, по его мнению, СПГ–терминалы на Балтике останутся востребованы — как минимум пока в ЕС не сформируется профицит предложения сжиженного газа, чтобы иметь возможность заместить российские поставки.