АО "Государственная транспортная лизинговая компания" (ГТЛК) увеличила до 22,2 млн рублей неустойку, взыскиваемую с петербургского производителя электрических судов "Эмпериум".
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти завершил подготовку к рассмотрению по существу спора между ГТЛК и "Эмпериумом". В качестве третьего лица к этому процессу привлечено АО "ВодоходЪ. Пассажирский порт" (ВПП) из Ленобласти.
Поводом к судебным баталиям стал крупный транспортный проект в Москве — организация водных пассажирских перевозок. ВПП в ноябре 2021 года заключил с государственным казённым учреждением столицы "Организатор перевозок" контракт на эту услугу, его сумма составила 19,49 млрд рублей, действует он до февраля 2037 года. Необходимо будет построить 23 причала, шесть зарядных станций и два пункта отстоя флота. "Эмпериум" по контракту с ГТЛК, заключённому в марте этого года, занимается поставкой 21 судна на электрической тяге.
Лизинговая компания изначально требовала от своего петербургского контрагента 8,4 млн рублей неустойки по мартовскому контракту. Однако недавно увеличила эту сумму до 22,2 млн рублей. "Неустойка предъявлена не за срыв сроков поставки электросудов, а за непредоставление графиков их строительства и планов по расходованию средств. Пока ни одного судна не передано, но и срок их сдачи ещё не наступил", — уточнил начальник юротдела "Эмпериума" Павел Савчиков. Компания не согласна с требованием заказчика, сейчас ведутся переговоры о мирном урегулировании разногласий, добавил он.
По словам Анны Заброцкой, партнёра адвокатского бюро Nordic Star, судебная практика по такого рода делам сформировалась давно. "Развитие событий сильно зависит от обстоятельств конкретного спора, но если есть нарушение обязательств, к примеру по поставке судов, а договором за это предусмотрены штрафные санкции в виде неустойки или заранее оценённых убытков, то суд, как правило, встаёт на сторону заказчика", — пояснила эксперт.
Анна Заброцкая напоминает о споре между Stena RoRo AB (Швеция) и Балтийским заводом. Который по заказу иностранной компании строил два крупных парома. Нарушение контракта закончилось для Балтзавода штрафом на $20 млн.
За 2021 год ООО "Эмпериум" увеличило баланс на 313% — до 1,8 млрд рублей, выручка компании составила 13,9 млн рублей, а чистый убыток — 47,8 млн рублей, указано в "Контур.Фокус". Инвестором верфи СМИ называют отечественного предпринимателя и бывшего банкира Александра Лебедева.
АО "ГТЛК", по данным сервиса "Контур.Фокус", на 100% принадлежит Минтрансу. При выручке в 2021 году 75,8 млрд рублей компания показала чистую прибыль 760,1 млн рублей. За 12 последних месяцев ГТЛК заключила в качестве заказчика 147 госконтрактов на 31 млрд рублей. В ГТЛК на запрос "ДП" не ответили.