Законопроект о создании единого рекламного оператора ставит под угрозу исчезновения весь рынок интернет–досок объявлений. Однако пока на нём появляются новые игроки. Ozon решил запустить собственную площадку и составить конкуренцию "Авито".
Сервис "Ozon Объявления", где пользователи могут продавать или отдавать бесплатно свои товары, пока что доступен жителям Ростова–на–Дону. Вскоре его собираются открыть для пользователей по всей стране. Наталия Амелина, руководитель направления "Ozon Объявления", рассказала "ДП", что на создание сервиса их сподвиг наблюдающийся на маркетплейсе повышенный интерес к разделу уценённых товаров.
"В операционной деятельности опираемся в первую очередь на действующее законодательство, где нет специальных требований к структуре владения классифайдами. На сегодня нет никаких ограничений для работы сервиса “Объявления” на платформе Ozon", — подчёркивает Амелина. Однако в компании внимательно следят за обсуждениями различных нормотворческих инициатив, включая нашумевший законопроект о едином рекламном операторе.
Вокруг шум
Напомним, в середине июля Госдума в первом чтении одобрила поправки в закон о рекламе, которые предполагают создание некого "единого оператора". Этой структуре на 30 лет без торгов отдадут в управление все цифровые носители в стране (электронные рекламные щиты). Контент на них можно будет размещать только через единый информационный ресурс оператора. Через него же должно происходить и размещение частных объявлений на классифайдах (интернет–досках объявлений), что фактически ставит под вопрос само их существование.
Предлагаемые поправки вызвали активную дискуссию как в бизнес–сообществе, так и между государственными структурами. В процессе первого чтения с резкой критикой выступали депутаты фракции КПРФ, которые заявили, что проект явно продвигает чьи–то частные интересы. Позже законопроект был раскритикован ФАС, потому что его принятие приведёт к ухудшению положения всех участников рынка. Против проекта выступил даже Смольный — вице–губернатор Анатолий Повелий заявил, что определение единого оператора не соотносится с законом о защите конкуренции и приведёт к ликвидации рынка. Мэрия Москвы, в свою очередь, назвала документ нецелесообразным. Параллельно с этим бизнес объединился и создал Союз операторов наружной рекламы и объявлений частных лиц для защиты своих прав.
В роли защитника скандальных поправок выступило Минцифры, распространившее такой комментарий: "Законопроект не ограничен понятием “реклама” и охватывает рынок классифайдов целиком: регулируются в целом вопросы размещения объявлений (товары, услуги, работа, недвижимость и др.), а не только объявлений физических лиц о товарах и услугах. Не вводится никаких единых ресурсов и операторов, негативно влияющих на конкуренцию. Вводится только требование о необходимости российского участия в имеющихся классифайдах. Интеграция классифайдов с сервисами электронного правительства обеспечит надёжную идентификацию пользователей, размещающих объявления и участвующих в сделках, и снизит риски фрода".
Сохранить IT
По данным Data Insight, рынок онлайн–торговли между частными лицами в 2021 году вырос на 25% и составил 1,32 трлн рублей. В "Авито" считают, что принятие закона о рекламе и включение в него классифайдов может привести к необратимым негативным последствиям для отрасли.
"Такие компании, как “Авито”, hh.ru, ЦИАН, должны будут прекратить своё существование в текущем виде. В основе законопроекта лежит решение несуществующих проблем. Во–первых, наружная реклама и классифайды — это два совершенно разных бизнеса. Сайты частных объявлений, в отличие от наружной рекламы, — это сложный онлайн–продукт, это социальная коммерция со вшитой транзакционной моделью и доставкой", — сообщили корреспонденту "ДП" в пресс–службе компании.
Там обращают внимание, что в России уже есть действующее законодательство, которое регулирует отрасль классифайдов. Обсуждаемый законопроект, по их мнению, просто вытолкнет пользователей на другие сервисы и платформы, которые сейчас находятся в серой зоне.
"Классифайды — это конкурентная и дополняющая друг друга среда. Создать единственного оператора–монополиста — означает уничтожить отрасль и убить любые стимулы для развития сервисов и продуктов. Это удар по главным пользователям классифайдов — миллионам простых людей, которые каждый день что–то покупают и продают или ищут работу на сайтах объявлений, — а также по сотням тысяч малых и средних предприятий, использующих доски объявлений для продвижения своих товаров и услуг", — добавили в "Авито".
Представители компании также утверждают, что исчезновение классифайдов отразится на работе огромного количества организаций: крупные компании ищут на интернет–платформах сотрудников, средний и малый бизнес и частные предприниматели напрямую продают свои товары и услуги. Кроме того, это выбивает почву из–под ног всего IT–сообщества, а в перспективе спровоцирует отток лучших кадров и приведёт отрасль к регрессу.
"Все цели, которые озвучены авторами законопроекта, уже решены на уровне государства и бизнеса. В то время как бизнесы успешно решили эти вопросы собственными силами и инвестициями, параллельно создаются законы, которые просто сводят все эти усилия на нет и в итоге приведут к огромному ущербу для бюджета и экономики страны. “Авито” и аналогичные сервисы (“Авто.ру”, “Юла”) стали самыми эффективными и удобными площадками для продвижения предпринимательства в России. А если исключить из площадки частные объявления — она умрёт с точки зрения трафика и не будет интересна бизнесу", — замечают в "Авито".