С началом чемпионата на футбольных стадионах России начались "холодные войны".
По логике, сейчас, в разгар лета, в отсутствие еврокубков главным событием для российских болельщиков стал чемпионат Премьер–лиги. И трибуны должны ломиться от болельщиков. Но заполняемость арен лишь падает, а клубы теряют запланированные доходы.
Причина одна. Введение "паспорта болельщика" — Fan ID — стало обязательным условием, чтобы сходить на большой футбол уже в пяти городах, где есть команды РПЛ, — в Екатеринбурге, Ростове–на–Дону, Нижнем Новгороде, Самаре и Сочи. Оформлять его должны все — от игроков до простых болельщиков.
"Паспорт болельщика" — не абсолютное новшество. Аналогичная система работала в России во время чемпионата мира — 2018, Кубка конфедераций и петербургских матчей чемпионата Европы.
На крупных международных турнирах его ввели, чтобы не пускать дебоширов на стадионы. Сейчас декларируемая причина та же — повышение безопасности.
Хотя оборудование для работы с Fan ID установлено уже на всех отечественных стадионах, принимавших ЧМ–2018, систему запустили пока лишь в пяти городах — без Москвы и Петербурга. Но уже в 2023 году "паспорт болельщика" станет обязательным для всех.
Фанаты всех команд РПЛ, кроме грозненского "Ахмата", ещё минувшей зимой объявили о бойкоте матчей чемпионата из–за введения Fan ID. В Петербурге самые преданные болельщики "Зенита" ещё ходят на стадион, но на каждом матче выражают протест против паспорта.
На матч с "Локомотивом" на "Газпром Арене" они пришли в чёрной одежде и минутой молчания почтили память стадионов, где ввели Fan ID. Через 2 недели на встрече против ЦСКА нарисовали баннер в стилистке фильма "Достучаться до небес".
Что же конкретно не устраивает фанатов и почему они ведут ожесточенную борьбу против "айди"?
Наказать могут уже за "намерение"
Причин несколько. К примеру, "паспорт болельщика" могут аннулировать в любой момент без объяснения причин.
Причём не только за нарушение порядка, но и, как говорится в законе, если появится информация "о намерении совершить такие противоправные действия". Откуда взялась информация и подтверждена ли она — уже не важно.
Фанаты убеждены, что таким образом с ними можно будет расправляться, если они, к примеру, станут выступать против действий руководства клуба.
Кстати, опротестовать аннулирование или невыдачу Fan ID очень сложно. Для этого простым болельщикам придётся обращаться в суд. Таким образом, нарушается презумпция невиновности.
Но неужели на российских аренах всё так плохо с безопасностью? Совсем нет!
На всех стадионах Премьер–лиги уже давно есть новейшие системы видеонаблюдения и контроля. Сейчас практически нереально правонарушителю уйти от ответственности за содеянное.
Также на стадионах давно разграничены сектора для фанатов и обычных болельщиков — с детьми и семьями. У одних, как правило, места за воротами, у других — на центральных трибунах, и между собой они не пересекаются, и друг другу никак не мешают. Редко теперь встретишь файер–шоу, способное угрожать безопасности окружающих. Да и столкновения "боевиков" противоборствующих команд давно происходят в других местах. Так что рисовать фанов абсолютным злом, мешающим всем наслаждаться любимым зрелищем, — несправедливо.
Минус 10% доходов
Зато совершенно точно можно сказать, что если фанаты совсем перестанут посещать стадионы, то клубы ждут весомые прогнозируемые финансовые потери. К примеру, на петербургской "Газпром Арене", вмещающей около 60 тыс., фанаты занимают от 10 до 15% трибун. Причём всегда приобретают сезонные абонементы, которые позволяют посещать каждый домашний матч любимой команды.
И именно фанаты — главные покупатели клубной атрибутики. Прийти на игру без "розы" (шарфа) или футболки в фирменных цветах, в отличие от "кузьмичей" (простых болельщиков), они не имеют права. А это всё деньги, и немалые. Условно минус 10% доходов.
В случае полной "паспортизации" следует ждать оттока с трибун не только ярых фанатов. У всех поклонников футбола теперь исчезла возможность спонтанного похода на стадион.
Да, есть группа людей, которая сейчас постоянно посещает матчи: кто–то из них сделает Fan ID, кто–то — принципиально откажется, рассмотрев в этом давление со стороны государства.
Но существует и большое количество "сочувствующих", тех, кто несколько раз в год выбирался на стадион. И "айди" для них — явная преграда.
Ведь чтобы его получить, нужно скачать приложение, зарегистрироваться… Зачем такие сложности? Можно в соседнем баре с другом у экрана телевизора посидеть…
Да и МФЦ явно не смогут справиться с количеством уникальных посетителей, если билеты будут приобретаться за 3 дня до матча. А значит, увеличатся проплешины на трибунах и, соответственно, потери клубов из–за уменьшения доходов от продажи билетов, кейтеринга и оттока спонсоров, которым важна заполняемость арены.
По данным Минцифры, к началу августа Fan ID для посещения матчей РПЛ оформили уже 100 тыс. человек. Вроде цифры приличные. Но по факту матчи предпоследнего тура на пяти стадионах, где уже требуется "паспорт болельщика", посетило чуть больше 34 тыс. человек. То есть меньше 7 тыс. в среднем на матч.
Пресная атмосфера на стадионах не интересна
В прошлом году показатели посещаемости были почти вдвое выше. Потребитель голосует против "паспортизации" ногами! При этом посещаемость уменьшается и у тех команд, на домашних стадионах которых систему "паспортов болельщиков" запустят только во втором круге. 17 тыс. зрителей против 11 тыс. в прошлом году.
Понятно, что топ–менеджеров клубов такое падение не радует. Тем более они прекрасно понимают, что без шоу фанатов атмосфера на трибунах станет слишком пресной. Ведь многие люди приходят на стадионы именно для того, чтобы увидеть яркий перформанс на фан–секторах. А для любителей "стерильного футбола" есть и телевизор.
В любом случае "месяцы протестов" не остались незамеченными в верхах. Председатель комитета Госдумы по физической культуре и спорту Дмитрий Свищев уже заявил, что планируется совещание, на котором совместно с Минцифры, представителями клубов и футбольной общественности обсудят эффективность Fan ID.
Однако вряд ли можно надеяться на полную отмену паспортов. Пока для властей недовольство болельщиков и пониженная посещаемость — не повод как–либо пересматривать систему Fan ID или отменять её.
Кстати, в Италии и Турции введение подобной системы идентификации привело к мгновенному двукратному снижению посещаемости матчей. Итальянские власти были вынуждены дать задний ход. Теперь там Fan ID — лишь рекомендация, а не обязательный документ.
И в Англии нет никаких "айди", там именные абонементы, какие давным–давно выдают и российские клубы.
Одним словом, победа над фанатами может оказаться для чиновников поистине пирровой. Российский футбол сейчас напоминает тяжелобольного человека, на котором консилиум врачей вместо лечения испытывает разные препараты, с любопытством наблюдая — выживет пациент или нет?
А значит, наши стадионы будут продолжать пустеть, а фанаты продолжат бессмысленную войну с ветряными мельницами.