Господдержка поможет импортозамещению в судостроении, но разработка отечественного оборудования, скорее всего, растянется во времени и потребует дополнительных денежных вливаний.
Из резервного фонда правительства выделят 7 млрд рублей на разработку импортозамещённого оборудования для гражданских судов. Соответствующее распоряжение по итогам заседания Кабмина подписал премьер–министр РФ Михаил Мишутин 24 августа.
Как было отмечено в ходе заседания, из–за санкций в отрасли возникли сложности с достройкой гражданских судов, в том числе танкеров, газовозов и пассажирских лайнеров. Выделенные в этом году субсидии будут направлены на подготовку эскизных проектов по 40 типам различных устройств, что, как предполагается, поможет в 2024–2025 годах довести до конца более 100 проектов на сумму свыше 500 млрд рублей.
Однако утверждённая госпомощь пока не покрывает весь объём требований судостроения. "Чтобы заместить импортные компоненты отечественными образцами, дополнительно потребуется 22 млрд рублей", — отметил Михаил Мишустин.
В связи с ограничением поставок оборудования и уходом иностранных производителей из России в июле "Росатому" и "Норникелю" пришлось изменить планы и пересмотреть проект двухтопливного дизель–СПГ–ледокола, отказавшись от использования системы на основе СПГ. Было решено строить судно на дизель–электрической тяге. По словам замглавы "Росатома" Вячеслава Рукши, технические данные проекта уже согласованы компаниями.
Ведущий эксперт УК "Финам Менеджемент" Дмитрий Баранов считает логичным разработку ледокола на уже имеющихся технологиях, что позволит оперативно его построить и ввести в эксплуатацию.
"Вместе с тем разработка новой топливной системы для судов вполне возможна, если на это будут выделены деньги, ведь есть цель — увеличить потребление СПГ в качестве топлива для разных видов транспорта. Новые корабли будут строиться, и не исключено, что именно СПГ может стать топливом для них, если будет создана соответствующая система. Это положительно скажется на экологии, позволит уменьшить вредные выбросы в атмосферу", — объясняет эксперт.
При этом он отмечает, что готовность властей выделить средства на разработку оборудования не гарантирует, что оно в итоге будет создано. Финансирование снимает часть забот для компаний, но многие технические моменты требуют времени и усилий. Дмитрий Баранов считает, что, скорее всего, отрасли потребуются дополнительные средства сверх уже озвученных правительством.
По оценкам InfoLine на март этого года, суммарный объём строящихся и законтрактованных судов превышает 3,2 трлн рублей, а их совокупный тоннаж — более 7,4 млн тонн.
При этом, полагают аналитики, по итогам 2022 года российские верфи смогут сдать 50 судов, сохранив уровень 2021 года. Но в следующие несколько лет из–за санкций темпы неминуемо снизятся.