Теперь далеко: поездки в Европу стали доступны лишь избранным

Европейские страны одна за другой объявляют о намерении прекратить или ограничить выдачу виз россиянам. Параллельно с этим цены на перелёты становятся недоступны для путешественников. Тем не менее прорваться в Европу многим всё же удаётся.

Обсуждать ограничения выдачи виз россиянам 30–31 августа будут в Праге, где пройдёт "Гимних" — неформальная встреча министров иностранных дел Евросоюза. Впервые с 1985 года речь может идти об изменении Шенгенского соглашения.
Напомним, в середине августа глава правительства Финляндии Санна Марин назвала ситуацию, когда россияне "могут как ни в чём не бывало ездить в Европу", несправедливой и высказалась за ограничения на уровне ЕС. Затем в МИД Финляндии уточнили, что полное прекращение выдачи виз исключено. Речь идёт разве что об ограничениях для транзита. Действительно, раньше многие ездили в Европу по финской визе, пользуясь возможностью поймать дешёвые билеты лоукостеров, летавших из Хельсинки. В каких–то объёмах эта практика сохраняется и сейчас. Позднее Финляндия объявила о том, что в сентябре будет оформлять только по 100–200 заявок в день. Сейчас в визовых центрах предлагают запись уже даже не на осень, а на зиму.

Окна заколочены

Первым государством ЕС, прекратившим выдачу виз всем россиянам (кроме обращавшихся "по гуманитарным соображениям"), стала Чехия, которая закрыла генконсульства в Петербурге и Екатеринбурге. Кроме того, Прага приостановила оформление видов на жительство.
На сегодняшний день выдачу виз также приостановили Литва, Латвия, Эстония (последняя с 18 августа не пускает даже россиян с уже действующими визами). А ведь жители СЗФО привыкли, что в тройке прибалтийских стран можно без проблем получить многократные визы и на их основании пару лет свободно посещать страны Евросоюза.
Далее последовали Нидерланды и Дания (перестали оформлять краткосрочные визы). Впрочем, некоторые страны просто не возобновили оформление виз после снятия ковидных ограничений.
При всём этом ряд государств не поддерживают визовый запрет, так как это разрушает систему, складывавшуюся десятилетиями. Такую позицию, например, высказал канцлер Германии Олаф Шольц. Против ограничений выступают также власти Греции и Кипра.

На перекладных

Перелёты в страны ЕС сейчас доступны только с пересадками, отмечают в пресс–службе OneTwoTrip. При этом доля бронирований по зарубежным направлениям из Петербурга в августе составляет 9%. И лишь 3% от всех заказов за рубеж приходится на Европу.
Средняя стоимость перелёта в одну сторону из Северной столицы составляет порядка 50 тыс. рублей. Причём это далеко не максимум: в Цюрих авиабилет экономкласса, по данным компании "Ракета", стоит от 114 тыс. рублей на 6–10 сентября. Бизнес–классом же туда можно улететь от 459 тыс. рублей. Экономкласс до Лондона на эти даты обойдётся путешественнику минимум в 162 тыс. рублей, на бизнес–класс можно попасть за 447 тыс. рублей.
В пресс–службе Aviasales рассказали, что средний чек на авиабилет до Франции из Петербурга составляет 76 тыс. рублей, а в Грецию — 80 тыс. рублей туда–обратно.
Бронировать туры в Европу даже через турфирмы получается долго и дорого. "Когда туристы узнают стоимость и длительность поездки, то отказываются, — признаются в компании “Русский экспресс”. — Те, кто отправляется в Европу, в большинстве своём сейчас делают это самостоятельно. Есть вариант оплаты на месте, но остаются сложности с приобретением валюты в России и ограничения по объёму её вывоза за рубеж".
Если покупка совершается на сайте зарубежной авиакомпании или отель бронируется напрямую, может потребоваться действующая карта, выпущенная не в России. Процесс бронирования и покупки билетов усложнился и из–за отсутствия Booking.com: если найти отель в интересующей стране на просторах интернета не составит труда, то вот внести предоплату с российской карты не получится. Поэтому лучше выбрать другой путь. Анисия Якушева, полномочный представитель Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ) в СЗФО, напоминает, что известные российские сервисы бронирования могут принимать оплату в рублях и оплачивать отель в валюте.
Директор учебного центра международного туризма и бизнеса Андрей Щукин отмечает, что самостоятельный путешественник может полететь на обычном самолёте, но, поскольку туроператоры скупают билеты на чартеры, они для клиентов получаются примерно на 15% дешевле (если компания не делает слишком большой накрутки). К тому же многие имеют прямые договоры с отелями, производят оплату через третьи страны (Турцию, Египет). Выходит дороже, но других вариантов не так уж много.
Ситуация с ужесточением визового режима негативно сказывается на туроператорах. Впрочем, они уже 2 года не могли в регулярном режиме продавать европейские туры, большинство тех, кто специализировался именно на них, закрылись. Подготовка комплексного турпродукта для компаний теперь занимает больше времени. Из–за роста цен поездки стали доступны только в премиум–сегменте. По наблюдениям Анисии Якушевой, у крупных туроператоров пока не появилось пакетных предложений на европейские направления.

Хуже уже не будет

Ранее многие эксперты заявляли, что в результате "визового беспредела" критических изменений не произойдёт. К тому же консенсуса по этому вопросу пока нет. Ездить станет проблематично, но появятся новые маршруты: через Турцию, Сербию. Некоторые считают, что не стоит списывать со счетов и Минск, несмотря на непростые отношения Белоруссии с ЕС.
Андрей Щукин указывает, что туристическая индустрия Европы и Запада заинтересована в русских туристах, которые тратят в своих путешествиях деньги на шопинг и посещение достопримечательностей.
"Все разом точно не прекратят выдавать визы: многие российские специалисты ездят в Европу по рабочим визам, студенты — по учебным. В 2021 году, когда были введены послабления по ковидным ограничениям, многие получили шенген на 5 лет, а большинство стран сейчас заявили, что на ранее выданные визы запреты действовать не будут", — говорит он.
В российском МИД, однако, не исключают, что Евросоюз или отдельные государства могут полностью прекратить выдавать визы гражданам РФ.
По данным ЕС, в 2021 году россияне получили лишь 536 тыс. шенгенских виз. По данным АТОР, поток россиян в Европу восстановился в 2022 году на 5–10% от докризисного уровня. Путешественников интересуют в основном курортные направления — Франция, Испания, Италия и Греция. Эксперты обращают внимание, что и раньше Европа не была главным направлением для туристов. Основной поток летал в "тёплые страны".
"Поскольку Китай, Индия, ОАЭ, Турция и Египет не поддержали санкции, туда туристы могут летать. Но и тут есть проблема: многие российские самолёты находятся в лизинге, есть страх, что их могут арестовать. Турки и египтяне предлагают свои самолёты, но за большой ценник", — отмечает Андрей Щукин.
Бизнес–путешественникам отправиться в командировку в Европу не сложнее, чем раньше. Другое дело, что маршрутная сеть сейчас сильно изменилась — это представляет большую проблему. Попробуйте сегодня улететь из Москвы в Париж! Прямых рейсов нет, придётся рассматривать варианты перелётов через Стамбул, Дубай или Абу–Даби общей длительностью вплоть до 24 часов. Или посмотрите на маршрут из Петербурга, скажем, в Берлин: лететь можно через Стамбул или вовсе с двумя пересадками где–нибудь в Азербайджане, Чехии или Польше. И вместо привычных 3 часов в самолёте стоит готовиться к 15–24. За последний месяц (по 22.08.2022) доля командировок составила 0,7% от общего числа бизнес–путешествий. В 2021 году в топ–10 всех направлений деловых поездок входили Италия, Германия, Швейцария. Среди петербургских компаний спрос на командировки в Европу выше, чем в среднем по России. За последние 2 месяца (с 20.06.2022 по 22.08.2022) он составил 5% от общего количества всех командировок. В последний месяц (по 22.08.2022) — 8,9%. За 2 месяца объём авиабилетов, приобретённых петербургским бизнесом для командировок в Европу, составил 2,4% от всего количества. За последний месяц — 2,14% на рейсы из Санкт–Петербурга в страны Европы. В то время как средний показатель по доле купленных авиабилетов из городов России в страны Европы за последние 2 месяца — всего 0,6% от общего количества.
Дарья Зубрицкая
директор по маркетингу и коммуникациям компании "Ракета"
Ограничить выдачу виз, как и усложнить процедуру, безусловно, могут. Это не будет противоречить нормам национального, европейского и международного права. Несколько иначе обстоит дело с "аннулированием" уже выданных виз лишь на основании того, что они вклеены в российские загранпаспорта. Такую меру вряд ли можно назвать законной. Что касается принятия странами — членами ЕС некоего единого решения по вопросу о российских туристах, то не думаю, что в ближайшее время им удастся достичь консенсуса. Принимаемые ЕС меры по ограничению въезда носят дискриминационный характер. В ЕС неоднократно заявляли о том, что антироссийские санкции не направлены против рядовых граждан. Европа для многих петербуржцев была туристическим брендом — символом стабильности, благополучия, демократии и прав человека. К сожалению, сегодня очевидно, что концепт прав человека на территории ЕС в отношении россиян может не срабатывать. Доля российских туристов, путешествовавших по Европе, всегда была невелика (от 2 до 5%). По сути, такие поездки были доступны лишь некоторой части жителей больших городов, у которой сформировался запрос на евротуры. Экономики стран ЕС "переживут", отсутствие турпотока из России сейчас — не самая большая проблема.
Елизавета Пронякина
доцент кафедры международных отношений СЗИУ РАНХиГС
Путешественники могут забронировать отели, апартаменты, гостиницы и хостелы как в России, так в европейских странах. При бронировании отеля за границей важно выбрать вариант "Оплата сейчас", если покупку планируете совершить российской картой. Деньги списываются, и туристу приходит ваучер на заселение. При оплате "В отеле" средства с карты списывают на месте или часть суммы блокируется заранее. Если карты российских банков не будут работать в зарубежном отеле, бронирование будет отменено.
Денис Дроздовский
руководитель отельного направления сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip
Самостоятельное бронирование, скорее всего, будет проблематичным из–за санкций по банковским картам. Мы продаём пакетные туры, как экскурсионные, так и отдых на регулярных рейсах. Среди них есть туры в Европу, в частности в Италию. Однако стоит отметить, что в целом европейское направление не пользуется большим спросом в связи с проблематичностью получения визы и отсутствием прямого перелёта. Многие переориентировались на безвизовые направления, такие как Турция (где в рамках экскурсий можно посетить и исторические места, например Эфес), ОАЭ, Казахстан, а также круизы.
Виктория Худаева
заместитель руководителя отдела по связям с общественностью компании Anex Tour