Тяжело писать что–то про новый деловой сезон накануне сентября 2022 года. Год перестал делиться на привычные сезоны активности и отдыха. В феврале этого года не только деловая, но и вообще вся жизнь резко изменилась. "Будущее теперь не то что раньше", — как говорил один известный комик, и ставки в конфликте только повышаются, и выхода из него пока не видно. Но мы всё же попробуем посмотреть на то, как Петербург входит в новую "деловую осень".
Первый шок от санкций, контрсанкций и разрушения логистических цепочек прошёл. Бизнес (особенно малый и средний) способен быстро реагировать на изменения политической и экономической конъюнктуры. Впрочем, веру в его способность приспосабливаться к внешнему давлению мы хорошо увидели на примере двух ковидных лет. Не хотелось бы говорить, что у предпринимателей всё хорошо. Проблемы есть, их достаточно много, и "Деловой Петербург" постоянно пишет о них. Но главное, что сами бизнесмены научились справляться, несмотря на все санкции и без помощи властей города.
Гораздо интереснее, как будет дальше стратегически развиваться город. После всех визовых и транспортных ограничений Санкт–Петербург превратился в "Дальний Запад" нашей страны. Деловая активность смещается на юг и восток, и это уже видно невооружённым взглядом. Власти так и не дали чёткий ответ, чем можно заменить выпадение из экономики города целых кластеров. Автомобилестроительная, транспортно–логистическая, туристическая — вот те отрасли, которые понесли серьёзные потери и которые являлись ключевыми для развития нашего города. И пусть нас не радует выросшее количество туристов. Это другие туристы с другими деньгами, и на допандемийные показатели отрасль выйдет ещё нескоро.
Человек очень интересно устроен. Даже к самым шоковым событиям мы рано или поздно привыкаем и начинаем адаптироваться. Весной много говорили, что кризис даёт возможность перестроить экономику города, по–другому взглянуть на стратегию развития, пересмотреть приоритеты. Но прошло полгода, и все благие намерения остались не реализованы. Город продолжает жить по инерции, как будто ничего не произошло, и это, пожалуй, самый неприятный итог этих месяцев.
Но, как и говорилось многократно, возврата в прошлое уже точно не будет, а значит, само будущее заставит нас меняться. Хотим мы этого или нет.