BNPL-сервис ("Купи сейчас, плати потом") "Долями" проанализировал главные изменения финансовых и потребительских привычек россиян в 2022 году. Исследование помогло выяснить, как жители страны пересмотрели свой личный бюджет, от покупки каких товаров и услуг они отказались или стали отдавать предпочтение более дешёвым вариантам.
Как сообщают авторы исследования, в марте-августе 2022 года большинство россиян (53%) стали покупать более дешёвые товары и услуги. В основном более бюджетные аналоги начали искать в категориях: бытовая химия (51% респондентов), одежда и обувь (49%), косметика и парфюмерия (24%), а также путешествия (17,6%).
Треть участников опроса отметили, что они использовали для оплаты некоторых покупок часть сбережений, отложенных на другие цели.
Около 38,7% респондентов в марте-августе вообще отказывались от некоторых статей расходов. Чаще всего пришлось исключать траты на путешествия (55%), 49% решили отложить покупку крупной бытовой техники и электроники, 41% — автомобиля. Почти 46% отказались от трат на развлечения — кино, рестораны, театры и тому подобное.
Также выяснилось, что почти треть россиян в последнее время задумались о необходимости вести личный бюджет, хотя ранее такой практики у них не было. При этом 38,7% граждан уже давно ведут учёт доходов и расходов.
Примечательно, что 13,7% россиян никогда не считали свои доходы и расходы и не планируют это делать в будущем. Из них 43% — женщины и 57% — мужчины.
Большинство россиян (67%) не планируют оформлять кредит в ближайшие 2-3 месяца. Вместе с тем 12% участников опроса оформили займы в марте-августе. Деньги потребовались в основном для оплаты ремонта жилья (15%), путешествий (14%), для ремонта или покупки автомобиля (14,5%).
67% респондентов заявили, что не готовы в ближайшие 2-3 месяца брать кредит. В основном такой позиции придерживаются молодые люди в возрасте от 25 до 34 лет.
Кроме того, исследование позволило сделать вывод о том, что в РФ растёт число покупателей, пользующихся оплатой частями. Около 10% опрошенных за последние месяцы воспользовались BNPL-сервисами, позволяющими разделить оплату покупки на несколько частей.
По сведениям "Долями", объём покупок, оплаченных с помощью BNPL-сервиса, с марта по август 2022 года вырос более чем в 6 раз на фоне увеличения партнёров сервиса и роста популярности этого вида оплаты.
“
"90% респондентов больше всего оценили возможность не платить всю сумму сразу, разбив её на несколько частей. 67% участников опроса понравилось отсутствие переплат, 38% — отсутствие кредитного договора, а 50% респондентов отметили прозрачность и удобство сервиса. При этом 72% опрошенных, кто уже воспользовался услугами BNPL-сервисов, готовы повторить покупки с оплатой частями", — говорят аналитики сервиса.
Справка: исследование было основано на результатах опроса, проведённого в августе 2022 года среди 2 тыс. человек старше 18 лет, проживающих во всех регионах страны, а также данных сервиса "Долями" за период с марта по август 2022 года.