Ужесточение пандемийных ограничений уступило место санкционным рестрикциям, однако на рынок пластической хирургии драматического влияния всё это не оказало.
Намного хуже был первый пандемийный год, когда рынок упал на 5 – 7%, однако, по словам Ильи Алмазова, пластического хирурга клиники A3BEAUTE, примерно в сентябре–октябре стало наблюдаться оживление, которое достигло пика к началу 2021 года. В феврале 2021–го уже наблюдались те же показатели, что были и до пандемии. "Уровень операционной активности был несколько ниже, чем в допандемийную эпоху, так как всё–таки наблюдались отмены операций и визитов непосредственно накануне приёма — пациент мог заболеть буквально за сутки. Болели также врачи", — вспоминает Илья Алмазов.
Однако летом 2021 года благодаря закрытым из–за пандемии границам поток пациентов неожиданно вырос. "Раньше в летнее время большая их часть традиционно уезжала на отдых, в условиях же ограничений многие оставались и продолжали пользоваться нашими услугами", — рассказывает Игорь Пронин, управляющий директор Института красоты "Галактика". Кроме того, по причине закрытых границ сократился отток людей, предпочитающих делать "пластику" за пределами России.
Но в конце февраля 2022 года рынок настигло очередное потрясение. "Все испытали шок. Прежде всего люди боялись неопределённости, поэтому пациенты уже не хотели тратить деньги на корректировку своей внешности, стараясь придержать средства хоть на какое–то время. Однако в марте–апреле 2022 года рынок проснулся, пришло понимание, что жизнь всё–таки продолжается, и люди снова начали инвестировать в себя", — рассказывает Илья Алмазов.
Рынок принял
В значительной степени основным драйвером резкого повышения спроса на услуги пластических хирургов стали опасения, что исчезнут расходные материалы и операции станут вообще не доступны. Российский рынок довольно глубоко интегрирован в международную бьюти–индустрию, и клиники серьёзно зависят от зарубежных брендов. В частности, все существующие импланты для маммопластики российские пластические хирурги закупают в США, Германии, Франции, Бразилии и Южной Корее, а более 90% всех процедур по липосакции проводятся на аппаратах американского или европейского производства. Однако, как рассказала Анна Плечищая, пластический хирург клиники "Скандинавия", никаких проблем с поставками не было и нет, поскольку дилеры нашли возможность качественно работать в сложившихся условиях. "Фирмы — поставщики различных медицинских изделий и расходных материалов постепенно перестроились, появились новые каналы поставки. Это стало обходиться дороже, но рынок это принял и адаптировался", — комментирует Илья Алмазов.
Подорожание расходных материалов отразилось на стоимости оказываемых услуг. "Если оценивать в среднем по рынку, то повышение можно обозначить в районе 10 – 20%", — подсчитал Игорь Пронин. Тем не менее, по мнению Анны Плечищей, по сравнению с остальными отраслями это не очень выраженное повышение. Кроме того, курс валют и разница цен делают очень интересными операции для пациентов из–за границы.
Не прошло бесследно
И всё же нельзя сказать, что введение санкционных ограничений рынок пластической хирургии никак не ощутил. "Работа с поставщиками стала “рваной”, с неясными сроками. Некоторые производители всё–таки ушли с нашего рынка. В итоге сейчас в сегменте пластической хирургии происходят серьёзные перестройки, связанные с изменениями в спектрах использования расходных материалов и оборудования. Фактически идёт приспособление к новым условиям, поиск альтернатив, их тестирование, апробация. Важно в этот период поддерживать контроль в медицинских учреждениях во избежание использования контрафакта. Также логистические проблемы могут сказаться на препаратах, которые требуют особых условий транспортировки", — говорит Игорь Пронин.
Илья Алмазов считает, что важной проблемой также являются поставки комплектующих для ремонта сложной медицинской техники — такой как компьютерные томографы, УЗИ–аппараты, электрокоагуляторы, дорогие хирургические столы, оригинальные запчасти. "Их стало сложнее завозить, и они стали дороже при отсутствии аналогов. Кроме того, больше появилось технических проблем при поломке тех или иных комплектующих. Если появляется необходимость в их замене, то ждать новых комплектующих приходится несколько месяцев, а не месяц, как раньше", — делятся в клинике A3BEAUTE.
То же самое можно сказать и по поводу препаратов и расходных материалов. "Как таковой просадки нет, — считает Илья Алмазов. — Отрасль прошла этот этап, и сейчас при планировании операций или процедур следует лишь заранее заказывать импланты и препараты, так как склады у поставщиков уже не заполнены под завязку, как прежде. Если, например, раньше требовался какой–либо имплант на операцию, его могли доставить в Петербург в течение 2 – 3 часов. Теперь это стало невозможно, срок доставки заказов составляет не менее пары недель".
По мнению опрошенных "ДП" экспертов, рассматривать очередной кризис как окно новых возможностей для рынка в целом не стоит. Хотя для отечественных производителей медицинских расходных материалов создавшаяся ситуация, несомненно, является шансом. По словам Игоря Пронина, до последних событий значимых конкурентоспособных производителей практически не было. В условиях же, когда на рынке идут перестроения, именно они могут получить возможности для роста.