Новым владельцам терминала "Северстали", отвернувшейся на восток, придётся искать и новую грузовую базу.
Металлургический концерн 15 сентября объявил о продаже частному инвестору стивидорной компании АО "Нева–Металл", управляющей терминалом в Большом порту Санкт–Петербург.
После обострения кризиса на Украине ПАО "Северсталь" попало под самые жёсткие санкции США и ЕС, как и лично владелец компании Алексей Мордашов (№1 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2021). А с 10 июля Евросоюз окончательно запретил импорт стали из России. Так как по итогам 2021 года порядка 47% оборота "Северстали" приносил экспорт (отгрузки в Европу давали чуть менее трети от общей выручки), компания начала переориентироваться на торговлю с Индией и странами Азии и Северной Африки.
В нынешних условиях мощности терминала "Нева–Металл", через который продукция "Северстали" шла по большей части на Запад, оказываются невостребованными — новым партнёрам доставка осуществляется иными маршрутами.
"Изначально это железная дорога, а далее, в зависимости от направления, это может быть и полностью ж.–д. сообщение, и перевалка в других портах", — рассказывают об изменении логистики в пресс–службе ПАО "Северсталь". Также представители компании добавляют, что пока не планируется получать контроль над каким–либо морским терминалом на юге или Дальнем Востоке России.
АО "Нева–Металл" — ориентированный на экспорт терминал. Судя по отчётности компании за 2021 год, из 3,1 млн тонн грузооборота только около четверти пришлось на импорт. Учитывая, что порядка половины грузовой базы терминала составляла продукция "Северстали", для стивидора настали не самые лёгкие времена. Компания располагает небольшим количеством контейнерных мощностей, но толку от них в условиях падения контейнерного оборота на всём Северо–Западе немного.
Директор ООО "Новоэкспо" Дмитрий Васильев отмечает, что сейчас у всех терминалов, которые ориентировались на Европу, проблемы с грузами.
"Контейнерные терминалы в порту Санкт–Петербурга предоставляли более выгодные условия, связанные с перетаркой и хранением грузов. Сейчас это неактуально — нет такого объёма контейнеров. А если у них не будет и металла — там не будет ничего", — говорит эксперт. По его мнению, теоретически терминал "Нева–Металл" можно было бы приспособить под обслуживание калининградского направления, но всё равно прежних показателей грузооборота это не вернёт.
Основатель N. Trans Lab Мария Никитина считает, что единственным выходом из кризиса для терминала в данном случае становится переориентация на нетрадиционные для контейнерных перевозок грузы.
"Например, удобрения Белоруссии, которые уже полгода не могут никуда “пристроиться”. Если переквалифицировать контейнерные мощности под них — для этого есть технологические идеи на рынке, — это было бы хорошим решением. Мы бы не просто получили дополнительные 10 млн тонн грузопотока на Северо–Западе, а ещё с лихвой заполнили бы все терминалы", — предлагает аналитик.
Она отмечает, что на переоборудование терминала потребуется как минимум год, но в текущих реалиях на горизонте до 3–5 лет эта инвестиция вполне окупаема.