Представители Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) сообщили, что российские грузовики с товарами из Европы начали задерживать в Казахстане. На данный момент известно о восьми задержанных автопоездах.
Как сообщают со ссылкой на АСМАП "Известия" по состоянию на 20 сентября они находятся на стоянках для нарушителей, в таможенных терминалах или прямо на дороге. Один из членов ассоциации отметил, что у водителей изъяли все документ и теперь они никуда не могут уехать.
Согласно письму Минтранса РФ в мининдустрии и инфраструктурного развития Казахстана от 12 сентября, с подобными проблемами столкнулись компании "Автотранзит" и "СВ-Транс" (Смоленск), а также логистический оператор "Траско". Все они занимались транзитной транспортировкой: когда фуры из ЕС везёт европейская компания, а затем на границе с Белоруссией автопоезд перецепляют на грузовики белорусских или российских организаций и далее они следуют в Казахстан. Такой порядок действует с весны 2022 года.
В Минтрансе РФ считают, что Астана ввела необоснованные требования: власти Казахстана начали просить у водителей большегрузов разрешительные документы на грузы, выданные предшествующему перевозчику — компании из ЕС, которая везла те же товары по Евросоюзу до Белоруссии или РФ. Однако профильные структуры не передают эти документы друг другу, а само по себе новое правило противоречит положениям соглашений о международном автомобильном сообщении, отмечают в АСМАП. Кроме того, у российских водителей есть казахстанские разрешения, поэтому Минтранс РФ просит отменить новые правила и освободить задержанные фуры без штрафа, который может составлять около €3 тыс. (около 180 тыс. рублей) на каждый случай задержания.
Удивлены сложившейся ситуации и сами перевозчики. Так, представители "Траско" сообщили, что в Казахстане находятся два автопоезда компании, сумма требований по которым составляет порядка 200 тыс. рублей. "Причины возникновения подобных требований нам непонятны. Мы выполняем перевозки с использованием разрешений третьих стран, которые выдаются казахской стороной в ограниченном количестве. Однако требования в части предоставления разрешений от предыдущих перевозчиков абсолютно безосновательны", — заявил журналистам заместитель генерального директора компании по транспорту Михаил Пальков.
Сейчас организация приостановила выполнение перевозок из третьих стран в Казахстан до прояснения обстоятельств. Аналогичные рекомендации озвучили и в АСМАП: российским перевозчикам советуют воздержаться от подобных заказов до урегулирования спорной ситуации. При этом весной у российских перевозчиков уже возникали проблемы с доставкой товаров в Казахстан: тогда власти страны запретили возить грузы компаниям из стран, отличных от государства первого перевозчика. Впрочем, после обращения коллег из РФ, транзитные перевозки с перецепкой временно возобновились — с 1 июля и до конца 2022 года.
Управляющий партнёр юридической компании "Иккерт и партнёры" Павел Иккерт обращает внимание, что нормы конкретной страны имеют высшую правовую силу по отношению к международным или двусторонним соглашения. Однако поскольку летом власти Казахстана сами разрешили российским и белорусским перевозчикам выполнять рейсы в Казахстан после перецепки на границе ЕС, непонятно, на каком основании сейчас таможенные инспекторы игнорируют мораторий на применение этой нормы.
Политический аналитик из Казахстана Талгат Калиев напоминает, что президент республики Касым-Жомарт Токаев неоднократно заявлял, что страна не будет помогать российским компаниям обходить санкции. По его словам, речь идёт не о присоединении к санкционной и антироссийской политике Запада, а о желании занять нейтральную позицию.