Петербургский малый бизнес преодолел последствия коронавирусного кризиса за счёт продвижения на маркетплейсах. Но развитие интернет–площадок, скорее всего, замедлится — инвесторы опасаются рисковать в нынешней ситуации.
Основным драйвером роста российского малого и среднего предпринимательства (МСП) в 2021 году оказались маркетплейсы — они обеспечили около трети выручки. Об этом рассказали в исследовательском центре компании ДРТ (ранее входила в международную сеть Deloitte). При этом 25% опрошенных предпринимателей отметили рост выручки более чем на 50%. Маркетплейсы помогли решить ключевую проблему — доступа к потребителю. Хотя сейчас подведены итоги развития отрасли только за 2021 год, но они вполне чётко обозначают тренды развития, актуальные и для нынешнего периода.
Экосистемный подход
Эксперты уже не раз отмечали, что интерес к сотрудничеству с маркетплейсами среди малых предпринимателей сильнее всего начал проявляться именно в пандемию. Сегодня МСП составляют более 70% от всех продавцов на маркетплейсах. До 2020 года многие владельцы малого бизнеса в числе главных трудностей называли проблему доступа к потребителю. Развитие интернет–торговли помогло с этим справиться.
Как сообщил "ДП" руководитель исследовательского центра компании ДРТ Виталий Михальчук, Петербург сегодня находится в числе лидеров по популярности онлайн–каналов продаж для субъектов МСП. Маркетплейсы обеспечили им 33% выручки в 2021 году (в среднем по РФ 29%). На офлайн–каналы продаж пришлось 39% выручки (в среднем по РФ 43%).
“
"В 2020–2021 годах у малого бизнеса в Петербурге наблюдались схожие тенденции с российским рынком: цифровизация каналов продаж, рост оборота интернет–торговли и активный выход на маркетплейсы. Около 60% представителей сегмента МСП в регионе сообщили о начале или расширении работы с интернет–площадками с 2020 года", — рассказал он.
Большинство крупных маркетплейсов развиваются в рамках экосистемной модели бизнеса. Так, "Яндекс.Маркет" входит в экосистему "Яндекса", AliExpress — в экосистему VK, "СберМаркет" и "СберМегаМаркет" — в экосистему ПАО "Сбербанк". Среди крупных маркетплейсов эксперты также называют MTS Shop, входящий в экосистему МТС. Wildberries и Ozon образуют собственную экосистему.
Общий объём продаж топ–100 компаний на российском рынке интернет–торговли в 2021 году составил 3,4 трлн рублей: рост в 1,6 раза по сравнению с 2020 годом. По словам экспертов, это в значительной степени обеспечено крупными универсальными маркетплейсами. По данным ДРТ, в 2021 году объём продаж Wildberries составил 806 млрд рублей, темп роста выручки к 2020 году — 95%. У Ozon объём продаж оценивается в 447 млрд рублей, темп роста выручки — 126%.
Третью и четвёртую строчки в рейтинге занимают специализированные платформы DNS и "Ситилинк", у которых объёмы онлайн–продаж за 2021 год составили 185 и 163 млрд рублей соответственно, а темпы роста выручки к 2020 году — 41% и 24%.
Местные идут
В 2022 году активный выход малых предприятий на маркетплейсы продолжается. Руководитель отдела продаж маркетплейса "СберМегаМаркет" Антон Сизёмин рассказал, что на их площадке в первом полугодии 2022 года количество зарегистрированных продавцов из Северной столицы увеличилось в 5,5 раза по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
"Предприниматели активно работают в каждой из 20 товарных категорий маркетплейса. Наиболее широкую представленность петербургские продавцы имеют в категориях автотоваров и запчастей, бытовой техники, канцтоваров и книг, а также товаров для ухода и красоты и товаров для дома. Особой популярностью в текущем году пользуются товары для дома и активного отдыха, товары для строительства и ремонта", — поделился он.